Гамлет

Свою версию главной пьесы всех времен и народов Уильяма Шекспира, написанной 420 лет назад, поставил в Калужском драматическом театре его главный режиссер Роберт Манукян

Спектакль получился захватывающим, а Гамлет в исполнении Кирилла Бессонова – бесподобным.

УБЕДИТЕЛЬНО

Говорят, что только киноверсий «Гамлета» более ста! Однако лично я видел всего четыре, в том числе телеверсию театра на Таганке. Главные герои там совершенно разные. Так что было бесконечно любопытно, каким предстанет в этом образе Кирилл Бессонов – ведущий актер Калужской драмы.

Гамлет Бессонова поразил с первых минут. Не такой мудрый, как у Смоктуновского, не такой импульсивный и кричащий, как у Высоцкого, не грубоватый, как у Мэла Гибсона, и совсем не пафосный, как у Кеннета Брана. У Бессонова получился свой Гамлет, неповторимый. И этому Гамлету публика внимала, верила, а в финале устроила овации.

Собственно, весь актерский состав премьеры, состоявшейся 23 сентября на главной сцене Калужской драмы, играл, что называется, на одном дыхании.

Буквально все персонажи – выше всяких похвал. На сцене был единый ансамбль. Вполне можно говорить, что Гамлета делает и его окружение.

Особенно выделяется на фоне остальных Валерий Смородин, заслуженный артист Калужской области, в роли Клавдия, короля Дании, дяди принца. Братоубивец очень точно, на мой взгляд, попал в свою роль – ярок и не переигрывает. Одним словом, мощно!

Гертруда у Надежды Ефременко, заслуженной артистки России, вышла глубоко психологичной. И Гораций, и Лаэрт, и другие персонажи второй и третьей линии – от бродячих артистов (они же могильщики) до танцовщиц – великолепно обыгрывали пространство сцены, создавая точный фон разворачивающегося действа. И в этом особая заслуга режиссера.

В какой-то момент мне показалось излишним, нарушающим гармонию спектакля, фиглярство Полония, роль которого исполняет заслуженный артист Калужской области Дмитрий Денисов. Нет, понятно, что сам Шекспир задал этому персонажу рамки «вертлявого хлопотуна». Денисов довел роль до фарса, сделал сатирической, передавил, как мне сначала показалось, в сторону шутовства. Однако по ходу действа эту трактовку образа Полония вполне оправдал: в предложенных обстоятельствах – братоубийства, предательства, фальши, двуличия, прелюбодеяния – Полонию, по должности преданному советнику короля, ничего не остается, как быть шутом.

НЕОЖИДАННО

Да, от сцены с черепом шута Йорика режиссер отказался. Хотя иные зрители этой сцены ждали.

Кстати, о прелюбодеянии. Роберт Манукян весьма вольно обошелся с Офелией, по пьесе – невинной девушкой, сделав ее любовницей Клавдия! Почему? Однако, поразмыслив, решил, что это вполне могло произойти. Посмотрите спектакль – и поймете. А Ирина Жёлтикова прекрасно справилась с ролью Офелии, дочери Полония, – скромна, чиста и непритворна в безумии. Нет-нет да и подступал комок к горлу от партнерства Гамлета с Офелией. Пожалуй, это одна из лучших ролей актрисы.

Хорош Владимир Прудников в роли Лаэрта! Правдив от начала до конца. Роль сложная. Сначала добрый юноша, потом озверевший, готовый растерзать Гамлета убийца и в итоге – прощающий, понимающий подлость короля, раскаявшийся грешник.

Сценография ограничивается строительными лесами, в которых можно играть, в сущности, любую пьесу. Однако этот минимализм как нельзя лучше передает атмосферу не то развала общества, не то начала строительства чего-то нового на обломках старого. И железные королевские троны с готическими орнаментами, которое тонко обыгрывает Валерий Смородин, – в тему. Реально ощущается атмосфера мрачного Средневековья.

ИНОСКАЗАТЕЛЬНО

Что касается музыки, во всех сценах она соответствует моменту, создавая полную гармонию с действием. Очень точная работа композитора Игоря Щербакова.

Художник по костюмам Оксана Богданович создала загадочные наряды. С одной стороны, костюмы напоминают эпоху Возрождения, с другой – шинели с модными трендами и современными фактурами. Получилось весьма иносказательно.

В мизансценах можно рассмотреть немало зашифрованных, скрытых смыслов.

И в заключение еще раз о Гамлете Бессонова. На мой взгляд, актёру удалось найти грань в эмоциях и характере, чтобы быть убедительным: безумие Гамета – всего лишь маска человека честного, тонкого, мечущегося между истинными ценностями и жаждой справедливости и мести. Сдержанные, точные движения и жесты передают тончайшие душевные терзания, заставляя верить, верить и верить в происходящее. И уже возникает вопрос: неужели Кирилл Бессонов стал артистом, для которого нет ничего невозможного? Сам Роберт Манукян утверждает, что 26 лет искал актёра, способного сыграть главную роль мирового репертуара, и нашёл в Калужском драмтеатре!

  1. S. «Гамлет» Манукяна в исполнении калужских артистов лично мне дал повод для размышлений о том, как все в мире перевернуто и извращено. В борьбе за справедливость и правду погибают достойнейшие. И это не исключение из правил.

«Почему выбрали эту пьесу? Зачем нужен этот спектакль именно сегодня?» – эти вопросы, прежде всего, задавал себе, режиссерам Александр Плетнёв, поднявший в начале XXI века Калужскую драму на небывалую высоту. В случае с «Гамлетом» ответ очевиден – спектакль актуален как никогда.

Александр ФАЛАЛЕЕВ

Фото Виктора Кропоткина