В прошлом году хлудневская игрушка наряду с тарусской вышивкой стала официальным калужским брендом
Художник-керамист Инновационного культурного центра Марина Енацкая рассказывает о том, как сохраняется и развивается этот уникальный народный промысел в мастерской керамики ИКЦ.
Крутой поворот
– Марина, вы окончили истфак КГУ, а потом поступили в колледж культуры и искусства. Что было причиной такого решения?
– Еще в университете я поняла, что меня больше привлекает культурология, чем история. Огромную роль сыграли в этом лекции Наталии Александровны Богодаровой – она зажгла во мне интерес, который в итоге вылился в совершенно другую сферу. Я почувствовала, что хочу заниматься творчеством, начала посещать одну из частных художественных студий. Очень быстро поняла, что этого мало. Я показала свои работы известному калужскому художнику и педагогу Алексею Эдуардовичу Жемчужникову, и он сказал: «Тебе надо учиться! Иди в наш «кулек». И добавил: «Ты, конечно же, прикладник». Так в 28 лет я вновь стала студенткой. Училась, преподавала лепку и композицию в художественной школе в Перемышле. Прошлым летом получила диплом с отличием, а в ноябре меня пригласили на работу в мастерскую керамики ИКЦ.
– Как ваши близкие отнеслись к тому, что в семье неожиданно появился художник?
– Все поддержали, только папа не понимал, зачем мне так кардинально менять свою жизнь. Потом, увидев результаты моего труда, понял, что все не зря. Он рассказал о том, что помнит из детства кашники, крынки и свистульки из Хлуднева, которое находилось недалеко от его родной деревни.
«Древо жизни», рогаль и куржупка
– А как произошло ваше знакомство с хлудневским промыслом?
– В колледже народные промыслы были обязательной частью учебной программы, нас обучал народный мастер Вадим Борисович Востриков. Была и теория, и практика. Я готовила доклад на тему о сюжетах хлудневской игрушки и глубоко погрузилась в эту тему. В нашем промысле есть сюжет, который не встречается больше нигде, – «древо жизни». Только в абашевской игрушке есть звери-деревья, но это совсем другое. «Древо жизни» появляется в середине ХХ века, когда хлудневскую игрушку открыли искусствоведы и начали ее популяризировать. Об их символике исследователи писали со слов мастериц. У Марии Васильевны Самошенковой наверху находится баба с чарочкой в руках – «чаровница», она посылает на землю дождь. Птицы символизируют небо, животные и люди внизу – землю. Получается собирательный образ природы. Часто в руках у персонажей гармошки, они веселятся – мотив радости, единения и дружбы для мастеров был важен. Возможно, и обережные мотивы тут присутствуют, хотя прямого указания на это я не встречала.
Для хлудневской игрушки характерен персонаж, которого нет в других промыслах, – рогаль. Он с глазками, с двумя рожками, часто его в руке держит баба. Искусствоведы спорят, кто или что это такое – чертик, домовой? Кто-то пришел к заключению, что это, скорее всего, ухват, потому что одна из мастериц сказала: «Рогаль – он за печкой живет». Устная традиция не раскрывает всех смыслов. Почему, например, свисток называют «куржупка»? «Ну, куржупка и куржупка», – вот и все объяснение.
Традиции и инновации
– Есть мнение, что технология лепки и внешний вид игрушки идут от свойств глины.
– Так и есть. Хлудневская глина, как и филимоновская, позволяет лепить удлиненные формы, поэтому наша игрушка имеет более тонкий, вытянутый силуэт по сравнению с дымковской или каргопольской. У сырой хлудневской глины цвет черный, а после обжига она приобретает светлый розовато-желтоватый оттенок. Как-то мой однокурсник привозил в колледж глину из Хлуднево. Лепить из нее было трудно, в ней много примесей, и она не очень пластична. Стало понятно, почему игрушки старых мастеров отличаются от современных, выглаженных и симметричных. «Мы лепим, куда рука пошла», – так они говорили. Могло получиться чуть кривенько, шероховато, грубовато, и в этом – особое очарование. Свой узнаваемый стиль был у каждого мастера. И сейчас мы в ИКЦ, с одной стороны, стараемся сохранить традицию в первозданном виде, а с другой – экспериментируем.
– Почему важно сохранить традицию и какие предпосылки для этого есть?
– Народный промысел показывает нам внутреннее чувство прекрасного, которым наделен каждый человек от природы. У мастеров, не имевших художественного образования, мы видим интуитивное понимание композиции, гармонию пропорций, формы, цвета. Наверняка были и неудачные работы, но они отсеивались, терялись. Осталось лучшее, совершенное. Сегодня есть модное слово «насмотренность», так вот она должна начинаться именно с народных промыслов, которые развивают и глаз, и мозг, помогают художнику найти собственный изобразительный язык даже в абстрактном искусстве.
Хлудневская игрушка продолжает жить, потому что к ней есть интерес. Люди самого разного возраста хотят узнать историю промысла, им нравится лепить. Занятия по хлудневской игрушке идут во всех наших постоянных группах. Каждый месяц мы проводим мастер-класс по «Пушкинской карте», и подростки, молодежь, студенты охотно на него приходят.
В этом году три игрушки из нашей мастерской участвовали в областной выставке «Родное. Близкое. Свое», получили диплом.
– Какие творческие эксперименты возможны в рамках народного промысла?
– Первыми экспериментаторами были старые мастера. Когда они начали ездить по выставкам и знакомиться с другими промыслами, в их работах стали появляться новые элементы. В музеях можно увидеть старые хлудневские игрушки, покрашенные в «термоядерный» малиновый цвет. Эта краска в какой-то момент появилась в продаже, и мастера ее использовали.
В нашей мастерской есть уникальная работа, в которой соединены два промысла – скопинский и хлудневский. Этот эксперимент провели два народных мастера – Татьяна Лощинина и Татьяна Полубинская. Лощинина вылепила скопинский кумган, вытянув его элементы на гончарном круге, а Полубинская добавила элементы декора – хлудневское древо, птиц, животных. Получилось очень интересно и гармонично.
Мастерская керамики продолжает свою работу по сохранению традиций и творческому поиску. В декабре мы планируем провести выставку «Традиции и инновации» в рамках одноименного проекта, который победил в конкурсе президентских грантов. Мы представим хлудневскую игрушку, современную керамику больших форм, а также фото, живопись, текстиль.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА, фото автора