Глаза боятся – руки делают

Как молодые калужане открывают бизнес: от случайной идеи – к первым доходам


Экономисты утверждают, что малый бизнес – двигатель экономики: небольшие организации дают рабочие места и возможность хорошо зарабатывать, платят налоги на благо государства, быстро откликаются на потребности рынка и отдельных людей.


Выживают самые стойкие

Открыть свой бизнес непросто: многие «сливаются» еще на этапе идеи и расчета финансов, а кто-то продает готовое дело при первых неудачах. Поначалу проблемы могут быть разными: неактуальная для потенциальных клиентов ниша, большая конкуренция, неудачное расположение организации, плохо рассчитанный бюджет и т.д. Но те, кто стойко выдержал все невзгоды, редко жалеют о потраченном времени и средствах: к своему делу они относятся, как к родным детям, любят и заботятся о нем.

Среди успешных предпринимателей немало молодежи, многие открыли свое дело еще в студенчестве. Амбициозные стартаперы подарили городу что-то необычное и уникальное: каждый – свое.

Мы поговорили с некоторыми из них и узнали, с чего они начинали и как одна случайная идея изменила всю их жизнь.

Не кофе с собой

Ольга Ковалёва – владелица фреш-бара. Её заведение специализируется на соках и смузи: единственный в городе бар с безалкогольными освежающими напитками «с собой». Идея зародилась в 2014 году: ей и другим совладелицам (которые позже покинули бизнес) захотелось открыть что-то необычное и уникальное – так появилось небольшое кафе с атмосферным интерьером на улице Московской.

Раньше девушка работала в центре социального обслуживания, затем – в центре современного образования. В декретном отпуске присоединилась к подругам с идеей открыть безалкогольный бар, на тот момент по всей России таких мест было очень мало, поэтому авторские соки и смузи зашли на ура.

– Было сложно знакомить людей с продуктом. Если сейчас активно пропагандируется ЗОЖ и правильное питание, то семь лет назад с этим было труднее. Нам помогло, что это было что-то новое, нестандартное. Каждый ресторан и кафе дает какой-то набор свежевыжатых соков, но выбор ограничен. А здесь мы сделали большое меню, плюс это было новое. Сейчас вообще очень востребованы соки и смузи, которые практически никто не делает.

Но даже с оригинальной идеей и при отсутствии конкуренции могут возникнуть трудности. По словам Ольги, когда у тебя нет опыта, сложности поджидают на каждом шагу: техническое оснащение, персонал, финансовые моменты, концепция, интерьер.

Интерьер фреш-бара, наверное, самый узнаваемый в городе: кафе замаскировано под железнодорожную станцию, все украшено декоративной зеленью и оформлено в стиле ретро.

– Все, кто знает кафе, понимают, что это не только соки и смузи, не только люди, которые здесь работают, но и общий вид, интерьер, сочетание цветов, – все в совокупности,– говорит владелица.

– Желание уйти работать снова в офис периодически возникает, потому что там тебе просто дают задачи и ты их выполняешь, а тут ты остаешься один на один с собой, и, естественно, иногда хочется спрятаться в домике и сказать: «Больше не хочу, я устала!»

Ольга говорит, даже когда порой нападает желание все бросить, вспоминаешь, что говорят гости, как они любят это место, – положительные отзывы и улыбки дают огромный заряд эмоций. И тогда понимаешь: нужно двигаться дальше!

– Открыть свое дело может каждый. Это вопрос готовности к сложностям, желания учиться. Если ты готов к этому и готов двигаться дальше, то все получится. Конечно, кто-то бывает более удачливым, у кого-то более пробивной характер и он двигается быстрее, а кто-то – медленнее. Главное, чтобы дело отзывалось и было по душе. Если ты понимаешь, что это нужно тебе и людям, тогда все в твоих руках.

Стильный патриотизм

Успешные стартапы начинаются с дружбы. Так, скооперировавшись с друзьями, Денис Жарков создал полноценный бренд одежды и сувениров, посвященный любимому городу. Идея настолько понравилась, что сейчас в одежде, созданной под руководством молодых ребят, щеголяет Городской Голова Калуги, а за модными аксессуарами с калужской тематикой любят приходить туристы.

Начинали молодые предприниматели с печатной мастерской – бизнес быстро окупился, но желание развивать свое дело не угасало: после поездок по России, по городам, где выпускают сувенирные футболки с их видами, возникла идея создать городской «мерч» и у нас: но не такой, как у других, а современный, стильный и концептуальный. Денис – дизайнер, получил образование по специальности «Промышленный дизайн» и какое-то время занимался дизайном интерьеров. Так что знания и умения, полученные раньше, пришлись очень кстати. Техника для печати уже имелась, поэтому он приступил к разработке первых принтов. Идея проста: популяризировать любовь к родному городу среди молодежи, привлекать внимание туристов и делать что-то уникальное, а не просто кружки с видами Калуги.

Спустя какое-то время пришла и концепция:

– Мы достаточно долго формировали ее и назвали «Концепция 3 К: Космизм, Коллаборация, Корни». Космизм – дань уважения К. Циолковскому, его вкладу в развитие космонавтики. Корни, потому что мы пытаемся поднять культурные ценности, вспомнить о давно забытых ремеслах и дать им новую жизнь через принты. Мы любим свой город, его архитектуру и хотим показывать и рассказывать о нем туристам более современным способом, чем просто напечатанными на кружках и футболках фотографиями. Третья буква К в нашей философии – коллаборация. Если мы замечаем ребят в Калуге, достойных называться мастерами, неважно, в какой роли и специальности, мы с большим удовольствием размещаем их работы в нашем магазине.

Денис считает: свое дело может открыть любой. Главное, чтобы это была «твоя тема», – если рыбак откроет продовольственный магазин, у него будет больше сложностей, чем если он откроет его для рыбаков.

– Как показывает опыт, если ты делаешь что-то хорошо, ни в коем случае нельзя это забрасывать: тебя обязательно заметят. Просто всему свое время.

Александра ПЕРЕПЕЧАЕВА.
Фото Антона Забродского и из личного архива Ольги Ковалевой и Дениса Жаркова