Глазами совести и веры

На страницах газеты мы не раз рассказывали о нашем выдающемся земляке, известном художнике Павле Рыженко. Недавно в стенах Музея-заповедника «Полотняный Завод» открылась выставка «Победа Пересвета», посвящённая его памяти. Примечательна она тем, что охватывает все этапы творческого пути Павла Викторовича: посетители могут увидеть ранние работы художника из калужской художественной школы, картины, написанные в период обучения в Академии живописи, ваяния и зодчества, а также произведения последних лет жизни живописца.

Первые шаги

Экспозиция начинается с небольших ученических работ Павла, выполненных, когда будущему художнику было всего 10–12 лет. На первый взгляд они кажутся по-детски наивными, простыми, однако в них уже чувствуется хороший вкус, видно бережное внимание к цвету, композиции и тону. В столь юном возрасте Павел хорошо владел акварелью, умел передать объём, форму и тот самый воздух, который спустя много лет будут отмечать в его полотнах ценители живописи. Эти картины из частной коллекции семьи Рыженко и выставляются впервые.

Там русский дух…

Выставку продолжают картины художника, написанные в академии. Внимание привлекает огромное полотно «Калка». Эта дипломная работа Павла предвосхищает основную тематику его творчества – изображение страниц истории русского народа. «Калка» детализирует казнь русских ратников после поражения в битве с монголами. Гордая фигура пленённого киевского князя Мстислава Старого раскрыла особенность стиля живописи Рыженко – несгибаемость российского народа. Эти события относятся к XIII веку, когда из-за раздробленности, непреклонной гордыни и тщеславия русских князей была разбита по частям русская рать, а оставленные в живых раненые воины были брошены язычниками под настилы для пирующих. И всё же несломленный князь стоит с поднятой головой, гордо взирает на монголов, не страшась своей участи. В левом нижнем углу картины виден язычник, лежащий на русском стяге с изображением Иисуса Христа. Священное знамя послужило завоевателю ковром. Он торжествует и смеётся в лицо полонянину, которого скручивают ханские приспешники, наглые и самодовольные, предвкушающие большую поживу.

О своих картинах, отражающих страницы российской истории, сам Павел так сказал в одном из интервью: «Моя задача художника – высказать свою точку зрения о происходящем, о будущем Отечества, отталкиваясь от его прошлого… Мне важно, чтобы зритель окунулся в толщу эпох, и тогда через боль, через работу своей души он начнет осмыслять современную ситуацию в стране. Моя задача – на выставке дать возможность зрителю посмотреть на историю России как на свою личную историю глазами совести и веры. Только глазами совести и веры можно смотреть на русскую историю».

Последний бой

Экспозицию дополнили работы живописца, привезённые из Государственного музея-заповедника «Куликово поле». На картинах – сюжеты далёкого Куликовского славного сражения. Образ Пересвета художник запечатлел на двух своих полотнах. На первом «Молитва Пересвета» суровый и могучий монах ещё только собирается на битву. Среди леса он словно замер на мгновение. Возле белоствольной берёзы привязал воин своего коня, а сам, поставив котомку на золотистый ковёр осенних листьев, приклонил колена. Держа копьё наперевес, Пересвет погрузился в себя. Монах сосредоточенно молится перед битвой и просит у Бога помощи и благословения защитить Родину от иноплеменного нашествия. А может, излив душу Господу, он вслушивается в последний раз в тишину леса и любуется стройной зелёной елочкой, едва-едва поднявшейся из-под земли, прощается с ней навсегда.

На другой картине «Победа Пересвета» богатырь на могучем, пышущем жаром коне мчится в бой. Его вороной жеребец летит по высокой траве, разрезая копытами её волны. Падает от груди инока окровавленное копьё, вот-вот начнётся великое сражение, битва между светом и тьмой. И будет повержен богатырь Пересвет, но и враг его будет сражён и не станет более посягать на Русскую землю. Продолжает куликовскую тематику картина «Благословение преподобного Сергия Радонежского». Старец положил руку на плечо склонившегося перед ним князя, за которым толпится многочисленная дружина. Другой рукой, сухой и жилистой, преподобный опёрся на меч. Его светлый лик, обрамлённый снежно-белой бородой, обращён к зрителю, а взор выцветших старческих глаз устремлён куда-то в горние выси, не видимые человеческому глазу, откуда сам Господь взирает на русскую рать. Внимая гласу Духа Святого, святой Сергий напутствует мудрым словом князя Дмитрия.

Именно такие герои и молитвенники, воины и праведники, изображённые на полотнах художника, как Святой Сергий, Дмитрий Донской, Пересвет и Ослябя, созидали Русь. И об этом надлежит помнить нам. И к этому призывают нас картины Павла Рыженко.

Не о земном

Мало кто знает, что Рыженко пробовал себя и в качестве иконописца. Художник обратился к церковной живописи после смерти своей бабушки. Кончина близкого человека натолкнула Павла на мысль попробовать себя в новом, более духовном, направлении. Вот что пишет об этом периоде творчества брат художника Дмитрий Рыженко в книге «Человек, рождающий воздух кистью»: «Для Ждамировского храма он написал икону Пресвятой Богородицы «Калужская», которую мы с ним вдвоём осенью 1993 года принесли в храм, завёрнутую в газеты. Позднее мы увидели, что образ стал почитаться верующими, на нём появились крестики, кольца, привешенные прихожанами». На выставке «Победа Пересвета» представлена эта икона Калужской Божией Матери, убранная в богатый серебряный оклад.

По воспоминаниям брата, Павел также расписал фасад храма святителя Николая Чудотворца на улице Николо-Козинской в Калуге. Кроме того, для этого же храма художник на листах жести изготовил две иконы, из которых впоследствии сделали хоругви.

Мы за ценой не постоим

Завершают экспозицию выставки работы, написанные в последние годы жизни Павла Рыженко. Среди живописных полотен на исторические темы выделяется картина «Как пришёл солдат во родимый дом…», предоставленная Студией военных художников имени М. Б. Грекова. Мы видим одинокую фигуру седовласого солдата, вернувшегося с фронтов Первой мировой войны. Он остановился у плетня, за которым скорбно стоят свежие деревянные кресты. Это не могилы. По старому деревенскому обычаю, семья, получившая похоронку на родственника, устанавливала большой крест за монастырской оградой и вешала на него расшитый рушник. Как много этих печальных крестов – свидетелей чьей-то безвременной кончины! Какие мрачные мысли кружат в голове у старого солдата, можно только догадываться. Вдали открывается вид на возрождающийся храм – символ продолжения жизни и надежды, что после годины войн придёт мир.

Выставка «Победа Пересвета» уже заканчивает свою работу. Однако желающие могут успеть посетить её в последние выходные октября и приобщиться к искусству выдающегося калужского живописца.

 

Екатерина СЕМЁНОВА, фото автора