Ректору ГИТИСа, арт-директору Калужского фестиваля старейших театров, критику и журналисту его вручили в Инновационном культурном центре, поздравив таким необычным образом с недавним юбилеем. Дополнением к лавровому венку стал и терновый венец. Оба подарка Григорий Заславский увез с собой в Москву.
В Инновационном культурном центре 30 августа Григорий Заславский провел творческую встречу «Современный герой на российской сцене», модератором которой выступил местный тележурналист, хорошо разбирающийся в театральных проблемах, Владимир Андреев. Во время дискуссии ее участники попытались ответить на вопросы: есть ли сегодня герой в театре, нужен ли он нынешнему зрителю, интересен ли современному актеру и режиссеру.
Говоря о событиях, происходящих сейчас вокруг театрального режиссера Кирилла Серебренникова, Григорий Заславский назвал его одним из самых талантливых российских режиссеров.
— Это, безусловно, очень важная фигура для российского театра, — сказал Григорий Заславский. — Но бюджетные деньги требуют строгой отчетности, и я на своем опыте это тоже недавно понял. В этой истории очень много вопросов. При том, что сегодняшнее российское законодательство не способствует жизни театра, именно театральных деятелей власть слышит, и все поправки, внесенные в 94-й федеральный закон о тендерах, были сделаны по предложениям театральных деятелей. На каждой встрече президента, премьер-министра с людьми театра эти вопросы поднимаются. Эти обращения слышат.
Григорий Заславский рассказал, что сегодняшний зритель в театре сильно изменился.
— Мы приходим в театр для того, чтобы получить сильные впечатления. Но если раньше главный вопрос у зрителя был о спектакле — комедия это или нет, то теперь — есть ли хорошие места, — говорит Григорий Заславский. — Вопросы — о чем история — задавать перестали. С одной стороны замечательно, что ушло то советское время, когда нужно было сначала поставить две правильные пьесы и лишь затем то, что хочется режиссеру. С другой стороны, сам зритель не всегда знает, чего он хочет, и часто получается так, что если это интересно режиссеру, то будет интересно и зрителю. Причем это необязательно должен быть легкий кассовый спектакль. В театр приходит новая публика, которая иногда платит за билеты по несколько тысяч рублей. Это тоже следует учитывать.
Критик считает, что современных пьес, где действуют сегодняшние герои, в театре теперь значительно меньше, чем раньше.
— В пьесе необходима история. Их умели сочинять советские драматурги в отличие от современных, которых хватает на эпизод, что делает пьесы менее сильными и менее сценичными, — говорит Григорий Заславский. — Одна из бед сегодняшнего театра — неспособность рассказать историю. Для этого нужны драматурги, в идеале режиссер должен искать своего автора, а у театра должен быть свой собственный драматург. Настоящий великий спектакль рождается в их сотрудничестве. Так, например, художественный театр начался с Чехова и Горького, БДТ Товстоногова — с Володина, Рощин рождался в «Современнике», Таганка пыталась найти свой стиль, работая с современной прозой. Для меня одними из самых талантливых людей, работающих в драматургии, сегодня являются Елена Исаева, Ольга Михайлова и Михаил Угаров. Они показывают возможность существования героев в современном театре, то есть людей, противостоящих неблагоприятным обстоятельствам. Не случайно сегодня становится модной драматургия Александра Гельмана, который сочинял выдуманные истории про торжество правды и производственные конфликты. Оказывается, они нужны зрителю.
Андрей ГУСЕВ.
Фото автора.