Христос Воскресе!

В воскресенье православная церковь отметит светлую Пасху

К воротам храмов хозяйки понесут красивые, румяные куличи в плетёных корзинах, красные яйца в цветных обёртках, горки творожной пасхи.

Но часто за этими внешними милыми атрибутами теряется истинный смысл праздника. Зачем воскрес Христос? Почему это так важно? Что значит победил смерть? Разбираемся в трудных вопросах веры с известным интернет-миссионером, православным блогером, иереем Владиславом Береговым.

ЭТИМОЛОГИЯ

– Батюшка, совсем скоро мы отметим самый большой праздник всех христиан. Его название знакомо каждому с детства, но, наверное, мало кто знает, что оно означает. Что вообще такое Пасха и откуда взялось это слово?

– Этот вопрос мне часто задают, когда я выступаю перед аудиторией. Обычно слушатели предлагают свои варианты перевода этого слова: воскресение, кулич, избавление, искупление. Но в переводе с иврита слово «Песах» означает «прошёл мимо», «миновал». Всё дело в том, что Пасха – это историческое событие, произошедшее в Египте в XIII веке до Р. Х., когда, фараон отпустил из рабства всех евреев, которых повёл за собой пророк Моисей в землю обетованную. Говоря об этой истории, мы можем вспомнить хит Луи Армстронга  Let My People Go. Он как раз посвящён этому ветхозаветному сюжету. С тех далёких времён Пасха празднуется израильтянами как день исхода из египетского рабства. Отмечал иудейскую Пасху и Христос. События последних дней Его земной жизни как раз происходили в этот праздник, о чём нам свидетельствуют евангелисты. По воскресении Иисуса иудейский Песах перестал отмечаться христианами, поскольку то, что он символизировал, осуществилось в Иисусе Христе и Его жертве и стало Пасхой христианской. Слово осталось тем же, но его смысл и наполнение стали совершенно иными.

– А зачем для нового праздника оставлять старое, не относящееся к нему название? Почему бы не назвать праздник просто «Воскресение»? К чему оставлять отсылку к Песаху?

– Отмечая Пасху, мы радуемся освобождению из «духовного Египта», царства смерти и греха, и переходу в новую жизнь. Иисус Христос отворил двери ада, избавил человечество от вечных мук. Также в иудейскую Пасху было принято готовить на трапезу запечённого ягнёнка. В новозаветном переосмыслении этим ягнёнком, то есть агнцем, стал сам Христос, принеся себя в жертву на кресте. «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира», – так о Нём говорит Иоанн Креститель. Поэтому смысловых параллелей у Пасхи и Песаха достаточно много, отсюда и перешедшее название праздника.

И УПРАЗДНИВ СМЕРТЬ

– Отец Владислав, вы сказали, что Своим воскресением Христос упразднил смерть и отверз двери ада. Как это понять, если люди до сих пор умирают и закономерно попадают в ад или в рай.Что конкретно в таком случае сделал Иисус для людей?

– То, что произошло в свое время с нашими прародителями Адамом и Евой в Эдемском саду, имело тяжелейшие последствия для человеческого рода. С момента их грехопадения все люди, независимо от того, какую жизнь они вели, попадали в ад, даже праведники. Даже Моисей и Авраам. Абсолютно все. Человеческая природа, повреждённая первородным грехом, не могла воспринять рай. Можно провести аналогию: представьте, что родители заражаются смертельной болезнью, и у них рождаются больные дети. Дети, конечно, не виноваты, но здоровее от этого они не станут, лечить-то их все равно надо. То же самое и с грехом. У больных духовно прародителей рождаются такие же дети, потерявшие связь с Богом, не наследующие рая. Но приходит в мир Иисус Христос. Он становится Новым Адамом, источником обновленного, очищенного от греха и смерти человечества. Первый Адам впустил в себя заразу греха и передал эту болезнь всем своим потомкам – Христос эту заразу излечивает и возвращает человеческую природу к первозданному, до греха, состоянию. Более того, своим Воскресением Иисус Христос завершает дело, которое было провалено первым Адамом: отныне человеку открывается возможность быть в вечности с Богом в Его Небесном Царстве. На Пасхальной литургии читается Слово святителя Иоанна Златоуста, в нем есть такие строки: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, – и ты низложился; воскрес Христос, – и водворяется жизнь; воскрес Христос, – и мертвого ни одного нет во гробе». Пасха и есть главная победа над смертью! После Воскресения Христа люди получили возможность попасть в Царство Божие. Вот о чём идёт речь. Он вывел из ада и всех находившихся там ветхозаветных праведников, тысячелетия ожидавших Его прихода.

– Вам не кажется, что вся эта история несколько несправедлива по отношению к праведникам, которые незаслуженно попадали в ад до прихода Иисуса? 

– Согласно Преданию, души этих праведников попадали в ад, но в особое место, называемое «Лоно Авраамово». Так в евангельской притче о богаче и Лазаре Христос называет место упокоения, куда после смерти попала душа праведного Лазаря, – в противоположность месту мучений, куда попала душа богача. Праведники не мучились там, но пребывали в скорбном и тягостном ожидании пришествия Спасителя. Почему им там всё равно было несладко? Надо понять, что ад – это не раскалённая печка, где людей жарят на сковородках. Это просто место, где нет Бога. Души там скорбят об Его отсутствии. Когда Христос умер на кресте, Он спустился в ад и дал возможность воссоединиться с Ним в единстве любви тем, кто при жизни стремился к этому. Даёт Он такую возможность и всем нам.

РАССТАВЛЯЕМ ПРИОРИТЕТЫ

– Мы достаточно глубоко обсудили догматические вопросы, но Пасха подразумевает и обрядовую сторону. Скажите, как за чередой приготовлений к этому великому празднику не потерять его суть? Этот вопрос больше касается хозяек, которые занимаются генеральной уборкой дома, пекут куличи, готовят праздничный стол.

– С проблемой суеты сталкиваются все. Тут надо поставить вопрос ребром: что для вас важнее – Христос или кулич, служба в храме или чистота в доме. Расставляйте приоритеты сами. Если всё-таки Христос, то в Страстную седмицу надо постараться максимально быть в храме. Тот, кто в эти дни не сопереживает страданиям Христа, не сможет в полной мере ощутить радость Его Воскресения. Увы, о быт разбивается не только любовная лодка Маяковского, но и кораблик нашей веры. Чтобы это предотвратить, нужно завершить все праздничные приготовления уже к Великой среде. Пасхальная снедь от этого не испортится, а время для посещения храма освободится. Также мы давно советуем прихожанам брать отпуск не только летом, но и в дни Страстной седмицы и Пасхи, чтобы не отвлекаться и на работу. Если вы максимально отложили все приготовления на последний день, выбились из сил, не попали в храм, от усталости ещё и раздражаетесь на своих домашних, знайте, что где-то в аду вам поаплодировали.

ИЗВЕЧНЫЕ ТЕМЫ

– Говоря о Пасхе, наверное,  сложно обойти тему освящённых яичных скорлупок и обёрток от куличей. Из года в год люди задаются вопросами, что же с ними делать: выкидывать, сжигать или может нести на кладбище? Отец Владислав, внесите ясность в эту насущную проблему.

– Безусловно, всю скорлупу и прочее мы с лёгким сердцем выкидываем в ведро. Это не является святыней! Яйца и куличи не освящаются, а благословляются. В той же степени, как благословляется пища, когда мы молимся перед едой. Мы же не собираем с благоговением куриные косточки после обеда и не кладём их в святой уголок. Нет? Мы же благословили их крестным знамением перед едой. Мне могут возразить: «Батюшка, ну это другое». Нет, это то же самое! Да, мы не кропим свой обед святой водой, но что важнее: молитва или вода? Святая вода – это видимое проявление невидимой благодати. Сперва молитва, потом только водица. И её наличие совершенно не обязательно.

Все наши куличи благословляются сперва молитвой священника, а потом уже только водой. Можно было бы и без неё, но нам же всем очень надо видеть, что благодать Божия стопроцентно попала в нашу корзинку. И тут без воды уже никак. Так что яйца в храме на Пасху «освящаются» точно так, как и вся наша домашняя еда в течение года. Если вам в голову не приходит идея закапывать в лесу яблочные огрызки и скорлупу от яиц в течение всего года, то чего вдруг она приходит вам на Пасху? Окститесь, это просто мусор.

Хочу, однако, сделать примечание. Термонаклейки с изображением храмов, икон и аббревиатур ХВ использовать запрещено! Но если вы их уже купили и налепили, то после снятия их с яиц и куличей, надо их сжечь, в общий мусор конкретно такие обёртки не надо выкидывать.

– Прокомментируйте, пожалуйста, с религиозной точки зрения народный обычай посещения кладбищ на Пасху. В медиапространстве, конечно, об этом уже многое сказано, но, как говорится, повторение –мать учения.

– Вы совершенно правы, лишним не будет напомнить всем нашим православным читателям о том, что на кладбище мы в праздник Пасхи не ходим. Для этого Церковь предусматривает  отдельные дни: родительские субботы (их, как правило, три в Великий пост) и Радоницу, которая отмечается на 9-й день после Пасхи.

На самом деле мы должны понять, что традиция посещать кладбище именно в первый день Пасхи – чисто советская. 100 лет назад её даже не существовало. В период безбожия  храмы были массово закрыты и людям негде было разделить пасхальную радость. Но в наши дни всё изменилось. Никто вас в тюрьму не посадит, если вы придёте на праздничную литургию, поэтому и на кладбище идти нет нужды. Праздник Воскресения Христова – это, как мы уже сказали ранее, победа жизни над смертью. В эти святые дни мы даже не совершаем панихиды или какие-то заупокойные молитвы. Мы именно радуемся, что Христос воскрес и нас воскресит в свое время.

ПРИНЯТЬ НА ВЕРУ

– Батюшка, не могу не задать вам каверзный вопрос, который, как я знаю, возникает у многих. В Великую субботу в Иерусалиме ежегодно проходит церемония схождения Благодатного огня. Обычно её транслируют по нашим телеканалам. Принято считать, что этот огонь сходит с неба и обладает необычными свойствами. Господь действительно творит чудеса, сверяясь с церковным календарём?

– Вокруг этого события действительно витает много слухов. К слову, я всегда недоумеваю, когда по телетрансляции слышу сразу после схождения этого огня «Христос Воскресе». Хочется сказать: «Друзья, вы торопитесь, Он ещё не воскрес, у нас у всех ещё день субботы, мы ещё скорбим и ждём полуночи». О самой сущности огня судить сложно, поскольку церемониал этого действа охраняется тайной и скрыт от нас. Мы правда не знаем, зажигается ли он от лампады или сходит чудесным образом. Но хочу отметить, что даже если он просто зажигается спичкой или свечкой, то это не отменяет его благодати. Можно провести параллель со святой водой. Она же не сходит к нам с небес на Крещение. Мы набираем её в вёдра из крана, и через нашу молитву по Божьему благословению она приобретает свои чудесные свойства. То же может быть и с огнём, который по многочисленным свидетельствам не обжигает в первые минуты и дарит присутствующим радость. Этот огонь по-настоящему освящён и благодатен вне зависимости от его происхождения. На мой взгляд, традиция его раздавать и привозить в пасхальную ночь в разные уголки мира совершенно прекрасная, символичная, знаменующая светлое Воскресение Христово. Будем надеяться, что и в этом году праздничный благодатный огонь прибудет в наш город.

В преддверии святой Пасхи хочу пожелать всем калужанам дорожить своим временем, не распыляться на житейскую суету, уделить внимание душе. Пусть благодатный огонь пасхальной радости согреет и осветит вашу жизнь.

Всех с наступающей Пасхой Христовой!

Беседовала Екатерина СЕМЁНОВА

Фото из архива отца Владислава

Новости партнеров