Утверждает электромеханик Игорь Савин, который обслуживает 50 лифтов на Правобережье.
Однажды, увидев Игоря Николаевича в фирменном костюме, спешащего на объект, молодые люди его спросили:
– Вы лифтером работаете?
– Профессия называется «электромеханик по лифтам», этому учиться надо, а лифтер – это тот, кто кнопки в кабине нажимает, – был ответ.
Лицензия на допуск
Случай из жизни подтверждает: об этой профессии люди знают мало, а значит, профессионалам безработица не грозит.
По словам Игоря Савина, специальность очень интересная, навыкам нужно учиться постоянно. На каждой лифтовой единице ежегодно, согласно графику, производится полное техническое освидетельствование. И чтобы получить лицензию на допуск, есть множество требований.
– Лифт состоит не только из электрической части, есть и механическая составляющая. Как специалист я должен разбираться и в электрике, и в механике, а последнее время еще и в электронике. Если раньше лифты были релейные, то сегодня эту часть заменили электронные узлы, приходится и в них разбираться. Правда, в ОАО «Калугалифтремстрой» очень хорошие наладчики, они помогают в вопросах отладки узлов, связанных с электроникой. Но мы и сами ищем полезную информацию в интернете, читаем специальную литературу, советуемся с коллегами. Учиться приходится постоянно – в этом залог безопасности обслуживаемого лифтового хозяйства,
– говорит он.
Игорь Савин привел цифру: ежедневно в городе лифты перевозят в среднем более 100 тысяч жителей многоэтажных домов. В основном это заслуга «Калугалифтремстроя». Эта организация одной из первых в городе занялась обслуживанием лифтового хозяйства в домах. Здесь сложился высокопрофессиональный коллектив, наряду с ветеранами трудится молодежь, практикуется наставничество. Проведена большая работа по модернизации техники, внедрены современные технологии, обеспечивающие безопасную эксплуатацию лифтов и оперативное устранение поломок.
К новшествам – настороженно
– За 31 год работы прошел все ступеньки: от обслуживания простых, релейных лифтов до последних зарубежных и отечественных моделей, напичканных электроникой. Они сложны в обслуживании, но более безопасны. Профессия интересная, потому что все делаешь своими руками, естественно, и голову приходится включать,
– утверждает он.
В «хозяйстве» Игоря Савина эксплуатируются в основном новые лифты, установленные благодаря финансовой поддержке регионального фонда капитального ремонта Калужской области.
Однако некоторые жители относятся к новшествам с осторожностью: услышав непривычный звук, сразу начинают звонить в обслуживающую организацию.
– У нас все под контролем, все лифты безопасны и отвечают требованиям технического регламента «Безопасность лифтов» и другим нормативным документам. Рассчитаны они на 25 лет эксплуатации, современные требования в них выполнены. В тех домах, где возникают сбои в работе лифтов, я провожу внеплановые ТО – регулирую механизмы дверей, при необходимости провожу замену микровыключателей, а также среди жителей веду разъяснительную работу по правильному пользованию лифтом,
– говорит ветеран.
Словом, при возникновении незначительных сбоев в работе подъемника или постороннего шума нужно не беспокоиться, а связаться с диспетчером аварийной службы из кабины лифта. В диспетчерской установлен источник бесперебойного питания системы связи – даже если в кабине выключится свет, примерно полчаса будет обеспечена двухсторонняя связь.
Вам задание
Савин не только отличный работник, но и активный общественник. Недавно его портрет разместили на городской Доске почета.
– У нас на Правом берегу работают пять электромехаников. На утренней планерке все расписываются в получении ключей от машинных помещений, где находится лифтовое оборудование, и расходятся выполнять задания,
– рассказывает Игорь Николаевич.
На Савина возложены технические осмотры и обслуживание 50 высотных лифтов на центральном участке Правобережья – на улицах Генерала Попова, Спартака, Сиреневый Бульвар, Димитрова. Причем разных марок – от американских «Отис» до лифтов Щербинского и Могилевского заводов. Больше всего ему по душе столичные лифты завода «Евролифтмаш». Они просты в обслуживании и надёжны в эксплуатации.
– Плановые техосмотры проводим ежемесячно. Оборудование лифта проверяем согласно руководству по эксплуатации завода-изготовителя. Например, в кабине требуется проверить освещение, работу всех кнопок и привода дверей, состояние напольного покрытия и стен. Нужно непременно проехать в лифте, чтобы обследовать на каждом этаже цепь безопасности, которая контролирует открытие дверей шахты. В случае обнаружения малейшей неисправности тут же ее устраняю,
– рассказывает собеседник.
Эти 45 минут
Еще одно направление профессиональной деятельности Игоря Савина – выполнение заявок, которые передает диспетчер. Если произошла поломка или аварийная остановка лифта с пассажирами, специалист берет инструменты и спешит по указанному адресу.
– И много ли «узников» освободили?
– интересуюсь я.
– Конечно, немало. Люди при этом ведут себя по-разному: одни абсолютно спокойны, а есть и такие, кто проявляет агрессию, но такое встречается редко,
– отмечает он.
На освобождение человека из ловушки электромеханику отводится до 45 минут.
– Мы стараемся укладываться менее чем в полчаса. Если находимся недалеко от места события, делаем это еще быстрее, – говорит специалист. – А вот когда происходит массовая остановка лифтов из-за аварийного отключения электроэнергии, то приходится побегать, особенно если случается утром.
Игорь Савин считает, что в 70 процентах случаев поломок лифтов причиной является человеческий фактор. Собственникам приходится объяснить, что лифт – это часть общедомового имущества, жители должны отвечать за его сохранность.
– Не ломайте лифтовое оборудование, берегите его, и тогда не придется застревать в лифте и полчаса ждать аварийку,
– обращается он к калужанам.
Александр Трусов. Фото Антона Забродского