Игра на результат: как ремонтируют дома на Театральной площади

Калуга ждет окончания капитальных ремонтов, чтобы достойно встретить гостей новогодней столицы. А жильцы ремонтируемых домов – того долгожданного момента, когда можно будет забыть о неудобствах и жить в чистоте и комфорте.

Театральная площадь – знаковое место для многих калужан. В этом году здесь капитально отремонтировано не только здание областного драмтеатра, но и приведены в порядок крыши и фасады трех «сталинок», формирующих ансамбль площади, – это ул. Кирова, 23а, а также дома 116 и 118 по ул. Суворова. Совсем скоро площадь станет локацией для многолюдных торжеств проекта «Калуга – новогодняя столица», но ситуация с окончанием ремонта пока далека от идеальной.

Не по-хозяйски

На заседание Городской Думы, проходившее 25 ноября, депутаты пригласили представителя подрядной организации «Стройтек». После ремонта фасадов она оставила тротуарную плитку в ненадлежащем состоянии – в разводах цемента. Депутаты обозначили этот вопрос как реальную проблему: «Город украшаем, а тротуары после ремонта в неприглядном виде. Почему нельзя было сразу укрыть поверхность тротуара, чтобы потом ничего не отмывать?»

Представитель компании «Стройтек» Альберт Саитов нашел эти претензии обоснованными: «Принимаем меры, чтобы устранить замечания. Вокруг Театральной площади все приведем в порядок».

– Фасады сделаны красиво. Но из-за таких ляпов все впечатления от эстетики будут смазаны. Поэтому большая просьба к подрядной организации устранить замечания, – сказал Глава города Юрий Моисеев.

В фонде капремонта заверили, что в настоящее время подрядчиком такие работы ведутся. Также предоставлены гарантийные письма, что в случае повреждений плитки подрядчик обязан при благоприятных погодных условиях устранить дефекты или выполнить частичную замену плитки.

А ведь можно было изначально подойти к работам по-хозяйски, не надеясь на глобальное потепление.

Лишь бы не было зимы

Предварительная комиссионная приемка домов на Театральной площади уже состоялась. Слишком много вопросов возникло у жильцов и членов комиссии к качеству работ. К примеру, только по дому 116 на Суворова замечаний набралось больше двух десятков. Времени на их устранение подрядчику дали достаточно – до 11 декабря.

В фонде капремонта рассказали, что вывоз мусора – одно из условий окончательной приемки домов – проводится поэтапно и завершится до 7 декабря. Пока же строительный мусор, расходные материалы и сложенные штабелями строительные леса можно увидеть и во дворах ремонтируемых домов, и на газонах. Часть уже вмерзла в землю, и как его планируется убирать – неясно. Надежда, что подрядная организация вернет газонам прежний вид, все же теплится. А вот если пойдет снег, мы узнаем только весной, какой мусор остался зимовать.

Примеров того, что ответственные за судьбу домов лица отнеслись к своей работе не должным образом, можно привести немало. К примеру, вопрос с ремонтом газовых и вентиляционных каналов. Эти работы не относятся к капитальному ремонту, провести их своевременно – обязанность управляющей компании. Делать новую крышу, не отремонтировав вентканалы, которые за десятки лет пришли в негодность, не только экономически нецелесообразно, но и опасно для жизни жильцов. Но ситуация далека от идеальной. У каждого свой фронт работ: один подрядчик ремонтирует вентиляционные и газовые каналы по текущему ремонту, другой – кладет новое железо на крышу по капитальному, УК потом за эту новую крышу отвечает. Вода скапливается на примыканиях, жильцы недовольны. Даже одна недоделка не даст подрядчику возможность получить расчет за выполненную работу. Причина всему – несогласованность действий всех ответственных. Как говорит народная мудрость, у семи нянек дитя без глазу. Но как пообещали в фонде капремонта, до конца недели вопрос по крыше будет решен.

Фасады и их элементы

Недостаток времени и большой объем работ порой приводит к курьезам, которые можно было бы считать досадными, если бы не их цена. Так, стоимость ремонта одной «сталинки» – порядка 30 миллионов рублей только фасад с крышей. Понятно, что жильцам хотелось бы за такие деньги получить достойное качество. Тем более что средства эти они взяли из общего котла других домов, а значит, расплачиваться с долгами придется не один год и даже не десять лет.

Когда была закончена покраска, жители обнаружили, что цвет фасадов дома со двора и с улицы отличается. Они посчитали это нарушением: «Мы имеем право на качественный ремонт, ведь следующего нам уже не дождаться».

Или, к примеру, барельефы, посвященные истории Калуги, в очередной раз просто покрасили белой краской как часть фасада. Отдельные художественные элементы при этом лишь угадываются. Вроде мелочи, не влияющие на функционал и комфорт.

Впрочем, у подрядчика еще есть время выправить ситуацию. Только бы зима не помешала.


«Многие города могут позавидовать Калуге»

Главный архитектор г. Калуги Алексей Комов:

– Архитектурный ансамбль Театральной площади приведен в порядок. Да, к работе подрядчиков было много нареканий. Но, как говорил один известный футбольный тренер, важно не как сыграли, главное – результат.

Считаю этот результат достойным. Здание театра – визуальная доминанта площади; дома, его обрамляющие, ему «подыгрывают». Подсветка здесь тщательно продумана. К примеру, в Москве здания залиты светом так, что не видно основных архитектурных массивов.

Не всем жителям понятно, почему фасады на одном и том же доме оказались разных оттенков. По мнению специалистов, разница в колеровке допустима. В сталинской архитектуре основные смысловые и архитектурные акценты сосредоточены именно на главном, уличном, а не дворовом фасаде, именно они украшены лепниной, а дворовая часть фасадов часто без детализации, и как раз за счет цвета их можно «подтягивать» к основному фасаду.

Что касается взаимоотношений с подрядчиками, работавшими на этих домах, могу сказать словами другого известного человека: «Нет у меня для вас других писателей!» Находясь в тисках нашего законодательства, мы работаем с теми подрядчиками, какие есть. Подрядчик шел на диалог и переделывал то, что было сделано не на должном уровне, несмотря на сжатые сроки. Сотрудники сектора главного архитектора регулярно бывают на объектах. Некоторые элементы переделывались по нашему настоянию: например, заново сделана линейная рустовка цокольного этажа на Кирова,23а.

Барельефы на домах по улице Суворова, 116 и 118 изначально были сделаны под бронзу и получили светлый цвет, по-моему, лишь в 2013 году, когда проходила эстафета Олимпийского огня. Панно за годы претерпело несколько утрат. Подчеркну, что эти барельефы не обладают никаким охранным статусом, и то, что их несколько раз покрасили белой краской, вполне допустимо. Это такого рода консервация с применением средств, которые были использованы на фасадных работах. Как главный архитектор считаю, что правильнее было бы вернуться к изначальному виду барельефа. Но эти работы должны сделать специалисты.

Мы с коллегами составляем реестр монументальных объектов и художественных произведений городского искусства, доставшихся нам от советского времени.
У них нет защитного статуса, но они имеют право на существование как основа для собственного калужского стиля.

Чтобы барельефы стали таким, как были, в первую очередь нужны люди, которые взяли бы на себя эту инициативу, – некий «Том Сойер фест», который бы занимался подобными небольшими городскими художественными проектами. Заработать на этом невозможно, это скорее вопрос личной доблести отдельного человека. Если такие люди появятся, то я со своей стороны их всячески поддержу, как это случилось с восстановлением бюста Николая Островского. Такие истории, воспитывающие городское самосознание, можно только приветствовать.

Ольга КОНОВАЛОВА