В Инновационном культурном центре проходит выставка «Игры интроверта».
Куклы Татьяна Овчинниковой, которые правильнее назвать скульптурами в технике текстиля, удивляют разнообразием тем и сюжетов: любовь и смерть, мистика и юмор, творчество и мечта. Текстильные панно Ирины Корнеевой поражают невероятным мастерством исполнения, гармонией цвета и пропорций.
Мрачные тайны
Татьяна Овчинникова – член Творческого Союза художников России. Окончив Абрамцевское художественно-промышленное училище, долго и успешно работала в камне. В Перми, куда переехала Татьяна, не было необходимой производственной базы, и она увлеклась текстильной скульптурой. Для своих произведений художница выбирает темы, которые интересны ей самой, будь то истории любви, библейский или бытовой сюжет.
Над кукольным домом семейки Аддамс Татьяна Овчинникова работала год, а помогали ей муж и сын. В доме, созданном художницей, 17 комнат, в которых живут 16 кукол. Из подробной экспликации можно узнать, кто есть кто и чем знаменит. Эксцентричных персонажей придумал в 1938 году художник Чарльз Аддамс, они стали героями комиксов, фильмов и сериалов. Черный юмор и искренняя любовь друг к другу членов странной семьи – наверное, в этом секрет их популярности.
Художница продумала и воплотила мельчайшие детали, от коллекции ядов на кухне и комнатной гильотины серьезной девочки Вендздей до неочевидного скелета в шкафу и подглядывающего портрета, к которому заботливо подставлена миниатюрная стремянка. В доме горит свет, все механизмы работают, дверцы открываются.
— Татьяна задумала сделать кукольный дом, но миленький «девочковый» вариант ее не вдохновлял. А тут целая история, где сочетаются мистика, нуар, ирония, — рассказывает искусствовед, руководитель экспозиционно-выставочного центра ИКЦ Анна Сенатова. — Этот дом я впервые увидала в «Городе мастеров» в Поленово, где несколько лет назад проходила выставка Татьяны Овчинниковой. Я, наверное, полчаса ходила вокруг него и просто влюбилась. У меня появилась мечта сделать ее выставку в Калуге.
Ящик Пандоры
Поиграв в мистику, зрители переходят к другой игре – в моду. Татьяна Овчинникова воспроизвела знаменитую куклу «Пандору» с большой коллекцией одежды, обуви и аксессуаров. Ювелирная работа художницы восхищает.
Франция во все времена была законодательницей моды. До того, как появились модные журналы, их задачи выполняли куклы. Для них шили миниатюрные наряды, во всех деталях повторявшие «настоящие».
В XVII-XIX веках такие куклы путешествовали по всей Европе, добирались до Америки и России. Даже генералы приостанавливали битвы, пропуская их. С нетерпением ждала прибытия в Петербург кораблей с куклами императрица Елизавета Петровна. В Гатчинском дворце и сейчас можно увидеть «Пандору» Марии Федоровны, супруги Павла 1.
«Пандорами» кукол прозвали в честь героини древнегреческого мифа, из любопытства открывшей ящик с несчастьями. Можно только представить, каким страстным было желание дамы увидеть новинки, и какими потерями оно оборачивалась для кошелька ее супруга.
Из любви к искусству
Небольшая коллекция шуточных работ на тему знаменитых шедевров вызывает улыбку и удивление: как можно было это придумать и так иронично и мастерски воплотить? «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи и его же «Тайная вечеря», «Девочка на шаре» Пабло Пикассо, «Американская готика» Гранта Вуда узнаваемы с первого взгляда. Эта серия в чем-то перекликается с популярным в период пандемии проектом «Изоизоляция», когда люди при помощи подручных средств воспроизводили сюжеты произведений изобразительного искусства, известных и не очень.
Сграфитто из лоскутков
Ирина Корнеева окончила Бауманский университет, по профессии программист, возглавляет IT-компанию. Опыт шитья у нее обширный: в детстве обшивала кукол, потом шила для себя и дочки, но необходимость в этом отпала.
Лоскутным шитьем Ирина увлеклась случайно. Нужен был чехол на садовый диванчик, но ни одно ателье не взялось за нестандартный заказ. Ирина подошла к делу основательно, купила новую швейную машинку, сшила отличный чехол. Потом ей стало интересно, что еще умеет эта многофункциональная машина, в названии которой есть слово quilt – «стегать, простегивать». Оказалось, что в комплекте имеется лапка для свободно-ходовой стежки. Так Ирина открыла новые грани швейного искусства. Всего за два года Ирина достигла больших успехов. В этом году она участвовала в фестивале лоскутного шитья «Душа России», который проходил в Якутии, стала лауреатом I степени Областной выставки-конкурса «Родное, близкое, свое…». И вот – первая персональная выставка.
Панно «Классика советского сграффито» в точности повторяет изображение на стене дома культуры в Канищево. Работа стала лауреатом областной выставки «Путешествие в СССР».
— Очень хочется, чтобы такая красота реставрировалась и сохранялась. Но пока время берет над этим панно на ДК верх, к сожалению, — пишет Ирина Корнеева на своей странице в социальной сети.
Работы двух художниц подобраны так, что они прекрасно дополняют друг друга и по цветовой гамме, и тематически, словно одна из них начинает рассказывать историю, а другая подхватывает. У Татьяны Овчинниковой счастливая героиня — в объятиях любимого моряка, на панно Ирины Корнеевой – сидит на берегу, смотрит вдаль, ждет.
Каждый экспонат на этой выставке заслуживает отдельного рассказа, и каждый зритель, если пожелает, напишет его сам — в мыслях или на бумаге.
Выставка продлится до 14 мая. Билеты продаются в кассе ИКЦ, действует «Пушкинская карта».
Екатерина Шевелева, фото Антона Забродского