Импровизация – это полёт

Елена Фиштик – о том, как рождается музыка

В апреле в Калуге прошел Х Космический фестиваль импровизаторов «Планета КСЕО», посвященный памяти российского скрипача и композитора Дениса Феофентова. Его педагог, композитор Елена Фиштик возглавляет жюри фестиваля на протяжении многих лет.

– Елена Владимировна, вы почти каждый год приезжаете в Калугу, и наш город для вас уже не чужой.

– Калугу я полюбила с первого взгляда, восторгаюсь этим городом и воспеваю его везде, где только могу. Сегодня утром меня настолько поразил вид из окна гостиницы на бор и водохранилище, что родился стихотворный экспромт про инопланетянку, впервые увидевшую Землю.

– Чем интересен вам фестиваль «Планета КСЕО»?

– Мы открыты для всех, кто стремится творить: музыкантов, вокалистов, поэтов, художников, танцоров. Среди тех, кто приезжает к нам, много настоящих профессионалов. В то же время это прекрасная площадка и для начинающих творцов, ведь главное – не обрезать крылья таланту, дать ему возможность проявить себя. Наши концерты каждый год продолжаются до позднего вечера, ведь здесь встречаются единомышленники.

– Многим людям композиторы и поэты представляются обитателями каких-то невероятных космических миров. Как вы начали сочинять музыку?

– С раннего детства я все время придумывала, импровизировала. Мама вела меня из сада, я напевала свои мелодии и спрашивала: «А такая музыка есть?» «Да, есть! Все уже написано!» – отвечала мама. «Да не может быть, чтобы была такая музыка, как я пою!» – не соглашалась я.

В музыкальную школу поступила сама – пришла на экзамен за компанию с подружкой, и меня приняли. Поскольку слух у меня абсолютный, предлагали учиться играть на скрипке или виолончели. Я выбрала аккордеон, потому что однажды посмотрела потрясающий французский фильм, где красивая женщина в красном платье играла танго на аккордеоне и пела. Эта сцена очень меня вдохновила.

Когда я училась композиции в консерватории, педагоги мне говорили: «Что же ты в одном сочинении сразу выкладываешь все, что у тебя есть?! Так нельзя, берем одну тему и разворачиваем ее, работаем над ней!»

– Можно ли научиться композиции или это дар свыше?

– Думаю, что это дар. Все, кто сочиняет, импровизирует и смело, свободно творит, – настоящие люди искусства. Таким был мой ученик Денис Феофентов. Он не боялся никого и ничего, фантазия у него била ключом. За свой короткий век он сочинил столько, что хватило бы не на одну жизнь.

Художник, который рисует с фотографии, для меня не художник, как и певец, поющий под фонограмму. Когда я преподавала в консерватории, любила не старательных отличников, а талантливых двоечников. Они приходили на урок, честно смотрели в глаза и говорили: «Я ничего не сделал», и мы садились за инструмент и начинали творить.

– Как вы думаете, может ли заменить композитора искусственный интеллект?

– Однажды в студии звукозаписи я столкнулась с ребятами, которые живым голосом исполняли композицию, написанную нейросетью. На мой взгляд, это очень примитивно. Искусственный интеллект пока не достиг такого уровня, чтобы тронуть душу и сердце. Другое дело – электронная музыка, которую пишет композитор. Есть специальные программы, есть сэмплы, в точности имитирующие звучание инструментов. Можно, не выходя из дома, записать свою музыку в исполнении «симфонического оркестра», и отличить будет очень сложно. С каждым годом эти технологии совершенствуются.

– Как можно играть без нот? И что такое импровизация? Я нашла определение: «произведение, которое создается непосредственно во время исполнения».

– Чаще всего так и есть, но импровизация вполне может иметь в основе заранее придуманный элемент. Элла Фицджеральд и Луи Армстронг выходили на сцену с практически готовыми импровизациями. У вас уже есть набросок – база, фундамент, а само «здание» вы строите здесь и сейчас, без всякого «архитектурного проекта». К примеру, когда мы собираемся импровизировать оркестром, то пишем импровизационную сетку, где нет нот, но обозначены функции, по которым мы пойдем, тональность, кто где вступает, и так далее. Это «скелет», который мы облекаем плотью и одеваем от кутюр.

– Какими качествами должен обладать музыкант, чтобы импровизировать?

– Музыкантов-импровизаторов очень мало. Стать им, если не дано Богом, невозможно. Но если талант есть, ты точно придешь к этому сам, надо только получить хорошее музыкальное образование. Когда я окончила консерваторию и аспирантуру, мои педагоги, профессора, которые учат строжайшим нормам музыкальной подачи, сказали: «Теперь все забудь – и летай!»

– Над чем вы работаете сейчас?

– Я абсолютно свободный художник, полностью ушла в композиторскую деятельность. Мне интересна в том числе и эстрада, которую я долго обходила стороной, потому что в Союзе композиторов не приветствовалось написание «легковесной» музыки. Но ведь ее можно написать плохо или хорошо, от масштаба произведения это не зависит!

Сейчас у меня большой проект  с  кубинскими музыкантами – мы делаем интеллектуальную латиноамериканскую программу на основе моей музыки. В ней будет сочетаться и ансамблевая, и сольная, и хоровая музыка с элементами аванграда и сюрреализма – необыкновенная, интересная музыкальная палитра. С удовольствием представлю этот проект в Калуге.

Досье

Елена Фиштик – композитор, член Союза композиторов России, неоднократный лауреат международных фестивалей современной музыки.

 Родилась в Свердловске, окончила консерваторию в г. Кишинёве (Молдавия).

 Автор симфоний, опер по произведениям А. П. Чехова, балетов, мюзиклов, хоровой и инструментальной, эстрадной и джазовой музыки, музыки для театра и кино.

 Фрагменты сюрреалистического балета Елены Фиштик «Сальвадор Дали» в 2022 году были поставлены в Калуге, в Инновационном театре балета его художественным руководителем, хореографом Ксенией Голыжбиной.

 Автор романов SARA и «Любовь».

 Награждена медалью «За труды в просвещении, культуре, искусстве и литературе».

Беседовала

Екатерина Шевелева Фото предоставлены организатором фестиваля «Планета КСЕО»