Спектакль московского дипломника ГИТИСа режиссера Ивана Миневцева «Тихий шорох уходящих шагов» по пьесе современного белорусского драматурга Дмитрия Богославского стал репертуарным в калужском областном драматическом театре и идет на малой сцене.
Он — результат четвёртого сезона долгосрочного проекта Калужской драмы под названием «Дипломники столичных театральных ВУЗов на малой сцене Калужского драматического театра», в рамках которого уже были поставлены замечательные спектакли «Событие», «Оркестр Титаник» и «Гупешка».
На малой сцене зрители становятся свидетелями семейной истории и в какой-то степени даже ее частью, поскольку камерность зала делает их, по сути, участниками событий в одной простой семье, связанными с продажей родительского дома и позволяет слышать дыхание актеров и видеть их глаза. Брат и четыре его сестры собираются вместе, чтобы решить судьбу родового гнезда: поделить деньги от продажи дома между всеми или все-таки сохранить место, с которым у всех связаны общие воспоминания. Это чем-то похоже на классический «Вишневый сад». Но если у Чехова речь шла о смене эпох, то в этой истории – о распаде семьи, единичные судьбы членов которой, в общем-то, не сложились, а потому им как-то очень искренне сочувствуешь.
А история, в общем-то, знакомая и задевающая за живое. Там или иначе многие из нас сталкивались с возможной продажей подобных домов, и как правильно поступить в такой ситуации – каждый решает по-своему и дает свои ответы на вопросы: хорошо ли ему было там, следует ли сохранять память об этих временах, или все-таки важнее выручить за прошлое какую-то сумму, без сожаления распрощавшись со своим прошлым.
Известный театральный критик Павел Руднев написал о «Тихом шорохе», что это пьеса, где драматург разрабатывает тему «зыбкого пограничья между реальностью и обманными иллюзиями, психическими тупиками, в которое заводит нас сознание, что не может уцепиться за реальность, найти хоть сколь-нибудь важное и ценное, что может удержать нас в бытии. Грёза является нам как зловещий морок, обморожение, столбняк и постепенно оттесняет от нас явь. Вот, если угодно, герой нашего времени: тщетно сражающийся за право удержаться в реальности и легко возвращающий реальности обратный билет».
Действительно, в действии присутствует некая мистика в лице персонажа Альберта, исполненного Сергеем Вихревым. Начавшись реалистичной историей, действие дальше обрастает снами и воспоминаниями главного героя, а в неожиданном финале спектакля даже задумываешься, реально ли было происходящее или это плод фантазии персонажа, который, быть может, тоже умер или его не было вообще.
В спектакле заняты в основном актеры театра среднего поколения. Роль Саши можно считать большим подарком для Дениса Юшечкина, герой которого пытается понять свое прошлое, дожидаясь ответа на вопрос: любил ли его отец, и актер играет это по-настоящему точно и пронзительно. Его сестры — Елена Соколова, Дарья Кузнецова, Людмила Фесенко, Татьяна Селиверстова – каждая со своим характером и своей судьбой, которую вряд ли можно назвать счастливой. Даже немногословный муж одной из сестер – Сергей Путинцев – привносит в спектакль дополнительные оттенки, необходимые для лучшего понимания внутрисемейного конфликта. Конечно же, колоритны персонажи стариков, исполненные мэтрами Михаилом Кузнецовым и Вячеславом Голодновым.
Малая сцена позволяет разглядеть нюансы игры каждого из актеров, а в случае с этим спектаклем еще и понять что-то важное для себя и в самом себе.
Николай АКИМОВ.
Фото предоставлено Калужским областным драматическим театром.