Валерий Михайлович Типикин – историк-энтузиаст, художник, инженер – стоял у истоков городского военно-исторического клуба.
Несколько десятилетий он совмещал работу на заводе, кропотливый труд по описанию коллекции оружия в краеведческом музее и создание иллюстраций на исторические сюжеты. Сегодня Валерий Михайлович на заслуженном отдыхе, но продолжает исследовательскую и творческую работу.
«Я помню войну»
Валерий Михайлович родился в 1939 году. С ранних лет остались воспоминания о военных годах.
– В Калуге мы жили на Садовой, теперь это улица Гагарина. Я ходил в детсад у Загородного сада – парка Циолковского. В 6-й школе размещался госпиталь, на месте НПО Лавочкина тоже. Мы, дети, часто выступали там с концертами. Хорошо помню, как подъезжали машины с ранеными, как приходили похоронки соседям, а День Победы не помню – лежал в больнице со скарлатиной. Думаю, война в какой-то мере и подтолкнула меня к увлечению военной историей, которое продолжается на протяжении всей моей жизни.
Учился Валерий Типикин в 14-й школе – в те годы она называлась 10-й железнодорожной. Был старостой исторического кружка, уже тогда начал рисовать. Казалось бы, прямая дорога на истфак педагогического, но не сложилось. В старших классах учительница истории предложила участникам кружка изучать историю искусств, и все мальчишки дружно из него вышли. Отношения с педагогом испортились.
– Самое смешное, что мир искусства всегда меня интересовал, особенно прерафаэлиты, постимпрессионисты, стиль модерн и все, что имеет к нему отношение. После школы я поступил в Московский институт инженеров транспорта. В студенческие годы был завсегдатаем Третьяковки, Пушкинского и Исторического музеев. Тогда же начал изучать русскую военную историю, в частности униформу, оружие, награды, знамена.
Исторические параллели
Любимый раздел исторической науки у Валерия Типикина – война 1812 года, наполеонистика. Он дважды побывал в Париже, у гробницы императора. Осенью обязательно ездит на реконструкции сражений в Бородино и Малоярославец, по возможности бывает на научных конференциях в Москве, Можайске, Малоярославце.
– Важно знать и помнить, что у нас всегда были очень сильные, умные, прекрасно вооруженные противники, но мы их побеждали. Наша армия дважды была в Берлине, а в 1814 году вошла в Париж. Против нас и тогда, и позже, в Великую Отечественную, воевала вся Европа. То же самое мы видим и сейчас. Говоря о причинах той войны, историки вспоминают о континентальной блокаде: Наполеон закрыл порты, запретил покупать более дешевые и качественные английские товары. То есть санкции были уже в то время, и тогда же они отразились в числе других стран и на России.
Коллекция оружия
После института Валерий Типикин работал на Машзаводе, с 1970 года – на Моторном заводе. Занимался испытанием двигателей, объехал весь Советский Союз, позже возглавил группу художников-оформителей. И продолжал погружение в военную историю. Чтобы набрать материал по интересующим его темам, много часов проводил в Государственной библиотеке им. Ленина, читателем которой является с 1958 года.
В 1975 году началось сотрудничество Валерия Типикина с краеведческим музеем. Он занялся паспортизацией оружейных фондов. По будням работал на заводе, а почти все субботы проводил в музее.
– За первые 16-18 лет мне удалось сделать рукописные паспорта почти для всей коллекции оружейного фонда музея – 650 образцов. В двухтысячных потребовалось перевести эти паспорта в электронный вид, но я успел выполнить только половину этой задачи. Сложнее всего работать с восточным оружием. Почти все ятаганы имеют гравированные тексты, для их прочтения я общался со специалистами из Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе с авторитетнейшим знатоком восточного оружия в России Эммой Григорьевной Асвацатурян.
В музей приходили студенты и школьники, некоторые из них стали помощниками Валерия Михайловича. Так появился Калужский военно-исторический клуб, который был официально зарегистрирован 6 июня 1990 года. Из числа воспитанников клуба вышли многие известные калужские историки, поисковики, реконструкторы.
Историк и художник
Валерий Михайлович никогда не учился рисованию, но рисует всю жизнь. Работает в смешанной технике: акварель, гуашь, тушь, карандаш. Он автор иллюстраций ко множеству книг по краеведению и военной истории, в том числе к зарубежным изданиям. Активно сотрудничает с журналом «Калужское наследие». К 650-летию Калуги вышла серия почтовых открыток с его рисунками.
Дважды Типикину предлагали стать главным художником журнала «Старый Цейхгауз». Он предпочел остаться на заводе, где трудился до 2012 года.
– Рисование – моя вторая жизнь, – говорит Валерий Михайлович.
На недавней выставке регионального отделения Союза художников России «Итоговая-2022» Валерий Михайлович представил три свои работы. Для него важно и портретное сходство, и точность в деталях костюма.
– Вот прибытие Екатерины II в Калугу. Ее сопровождают генерал-аншеф Григорий Потемкин и фельдмаршал Петр Румянцев. Обратите внимание на разное количество рядов шитья на мундирах, которое соответствует званию каждого из них.
В военной форме нет ничего случайного, она всегда отражала свое время. Менялись система ведения боя и оружие, претерпевала изменения и униформа. Каждый император привносил что-то свое. Оказывала влияние на военный мундир и мода.
Сейчас Валерий Типикин продолжает работать над калужским гражданским мундиром. Можно сказать, именно он подстегнул интерес историков к этой малоисследованной теме. Недавно вышла книга Сергея Попова «Российский гражданский мундир», готовится к печати вторая.
– Гражданская униформа развивалась параллельно с военной, было множество ее видов. В журнале «Калужское наследие» выходит серия публикаций на эту тему. Я работаю над иллюстрациями, уже готовы 22, охватывающие период с XVII до середины XIX века. В России гражданская униформа появилась в 1782 году, но историки говорят о том, что впервые ввел мундир для своих чиновников первый калужский наместник М. Н. Кречетников. Я собирался закончить эту серию 1917 годом, а потом подумал: почему бы и советский период не показать? Ведь я застал то время. Главное, чтобы на это хватило времени и сил.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА, фото Антона Забродского