Итальянские страсти по-калужски

Областной драмтеатр украсил хмурую осень очередной премьерой

В минувшие праздничные выходные зрители увидели на подмостках «Прекрасную маркизу» московского режиссёра Николая Лазарева.

Как приятно после долгих серых будней провести вечер за просмотром лёгкой, непринуждённой комедии! Итальянские страсти, острый детективный сюжет, юмор – всё это обещает зрителю постановка одноимённой пьесы малоизвестного автора А. Сергеева. Литературный первоисточник в открытом доступе в Сети найти не удалось. Ранее театр ставил другую комедию этого драматурга – «Вас нельзя не любить», вокруг которой развернулись жаркие споры. Нынешний спектакль также вызвал у зрителей большой эмоциональный отклик.

Однажды в деревеньке

Занавес открывается, и мы видим уютную обстановку богатого итальянского дома: добротная мебель, картины, камин, лепнина. В кресле перед телевизором сидит маленькая аккуратная старушка, писательница любовных романов, одним словом, «божий одуванчик». Однако сеньора оказывается не такой уж наивно-безобидной. Вскоре выясняется, что Карлин Бонетти (Надежда Ефременко, Ольга Петрова) – бывший комиссар полиции.

В секретном ящичке за стеной у неё до сих пор хранятся оружие и форменная фуражка. Несмотря на преклонный возраст и седину на висках, итальянская мисс Марпл не растеряла навыков настоящего сыщика. Однажды вечером её сын Марио с приятелем Пипо, которых попеременно играют Дмитрий Казанцев, Алексей Чепелев и Сергей Соболев, спасают из реки молодую женщину и приносят в дом. Утопленница –

беглая преступница Летиссия (Елизавета Лапина, Анна Сорокина, Кристина Стебунова), отбывавшая срок в местах не столь отдалённых за убийство мужа. Придя в себя, незнакомка в мокром дождевике, вынимая из-за пазухи трепыхающихся рыб, безуспешно пытается придумать причины своего попадания в злосчастную реку. Но опытную Карлин Бонетти не проведёшь – старушка сразу смекает, что дело непростое, и проводит собственное расследование «преступления» Летиссии, выявляя истинных виновников.

С помощью хитрых переодеваний и спектакля в спектакле героиня добивается торжества правды. Экспозиция в первом действии достаточно динамичная, зрителям сразу удаётся понять, что к чему, следить за развитием событий интересно.

Комичное рядом с трагичным

Второе действие, в котором, казалось бы, по законам драматургии должны быть яркие кульминация и развязка, к удивлению, выглядело затянутым. Ощутимое замедление сюжету придало появление бывшей жены Марио Розабеллы (Людмила Парфирова, Екатерина Сёмина), спутавшейся с главарём сицилийской мафии. Леопардовые высокие сапоги, мини-шорты, топ с декольте и красный плащ, надетые на возрастную даму, выглядели ни много ни мало умопомрачающе. Её персонажу уделена едва ли не половина второго акта, в то время как эта второстепенная героиня, по большому счёту, не значительно влияет на развитие сюжета. Должно быть, Розабелла призвана повеселить зрителя, ведь он пришёл на комедию. К слову, трудно было понять, когда уже можно начинать смеяться. Возможно, предполагалось, что улыбку вызовет эпизод с разбиванием урны с прахом мафиози. Розабелла в ужасе от того, что её любимый теперь покрывает собой полдома Карлин Бонетти, но заботливая Летиссия тщательно убирает его с ковра при помощи пылесоса. Правда, теперь в урне вместе с покойным соседствуют пыль и паутина. удивительная эрудированность

Истинно итальянский дух постановке придают и милые привычки обитателей дома. Каждый важный диалог герои сопровождают бокалом мадеры. Но не только вино помогает персонажам сохранять бодрость духа. На столе хозяйки периодически возникает кружка таинственного травяного отвара, от одного глотка которого женщины теряют самообладание. Удивительной деталью стала также эрудированность жителей этой итальянской глубинки. Не раз Карлин Бонетти цитирует известные русские афоризмы: то к месту приходится цитата из «Анны Карениной», то неожиданно в разговоре проскальзывает «Преступник должен сидеть в тюрьме» Глеба Жеглова. Итальянцы «Прекрасной Маркизы» – истинные поклонники русской культуры. В доме Карлин даже стоит бюст самого Толстого, из которого, правда, впоследствии достаётся пресловутая мадера.

Пошло на пользу

Ярко и обаятельно в постановке смотрелись Лючия Орсини (Ирина Жёлтикова, Анастасия Семесенко) и граф Камило де Ревиль (Ярослав Орляченко). Эти герои получились добротными аферистами. Лючия приковала внимание зрителей эффектными образами, напоминающими стиль Мерлин Монро. Граф также вышел истинным пижоном. Несомненным плюсом в спектакле стали вокальные номера – герои исполняли итальянские песни акапелла и танцевальные вставки (хореограф Елена Теребиленко), которые украшали постановку, добавляя динамики и жизни.

Атмосферу создавали также чёрно-белые фильмы по телевизору. Однако на экране время от времени под устрашающий смех возникал нарисованный мафиози Розабеллы. Своим появлением он разрушал тщательно созданную итальянскую атмосферу.

Одним словом, скучать зрителю не пришлось: на сцене то и дело происходило что-то необыкновенное.

В ноябре драмтеатр порадует калужан постановками «Любовь без предрассудков», «Борис Годунов», «Золотой телёнок», «Гамлет», «Маскарад», «Ревизор», «Школа жён», «Старший сын». Помимо постоянного репертуара ожидается и новая постановка «Царь и Бог» московского театрального проекта «Настоящее», посвященная 545-й годовщине Великого стояния на Угре.

Екатерина СЕМЁНОВА

Фото Калужского областного драматического театра