Из Костромы с любовью

На фестиваль «Театральный причал» гости привезли необычные спектакли

Калужские зрители на сцене Театра кукол увидели постановку «Медведь» по шутке А. П. Чехова, а в парке «Мир» на берегу Яченского водохранилища – фантастическое представление на воде «Иван да Марья».

Риск ради творчества

Костромской театр кукол – один из старейших в России, основан в 1936 году. В его репертуаре – «театр на подушках» для самых маленьких, спектакли для старших дошкольников, младших школьников и для взрослых. Театр гастролирует по всей Костромской области, активно участвует в фестивалях в разных городах России.

– С нами работают очень разные по своему творческому подходу режиссеры и художники, и благодаря этому у нас богатый и разнообразный репертуар, –  говорит главный режиссер театра Михаил Логинов. – Иной раз трудно поверить, что спектакли сыграны одной и той же труппой – настолько они могут быть разноплановыми по своей стилистике. Наша труппа  разновозрастная: от молодых актеров чуть старше 20 лет до ветеранов сцены. Меня восхищает, как они безо всяких предубеждений идут на любой режиссерский эксперимент, иногда рискованный.

Оба показанных в Калуге спектакля – пример такого смелого эксперимента. В каждом из них в основе сюжета любовная история, в комическом и героико-мифологическом ее изводе, и на этом сходство заканчивается.

«Медведь», поставленный в 2009 году, – лауреат «Золотой маски» как лучшая постановка в театре кукол. Его авторы – режиссер Владимир Бирюков и художник Виктор Никоненко. В свое время спектакль был революционным для Костромы.

– Тогда наш театр, как и многие наши коллеги в провинции, опасался работать с миниатюрными куклами: вдруг зрителю будет плохо видно, его внимание будет рассеяно, хотя на самом деле с размером кукол оно никак не связано. В этом спектакле задействованы три штоковые марионетки. Его стилистика – тонкая, монохромная, аскетичная и в то же время ювелирная – для Костромы была внове.

Еще одна особенность спектакля – актеры на сцене работают с куклами, а говорят персонажи голосами российских звезд – Сергея Гармаша, Оксаны Мысиной и Камиля Тукаева. В театральном мире реакция на этот спектакль была очень неоднозначной, от жесткой критики до восторга.

– Любой театр – иллюзия, и создать ее при помощи фонограммы и работы на сцене с марионетками «здесь и сейчас» – непростая, но очень интересная задача для актеров, – считает Михаил Логинов, исполняющий в постановке одну из ролей. – Этот прием в театре кукол практиковал, к примеру, Резо Габриадзе.

Феерия на воде

У спектаклей под открытым небом особая прелесть. В этот раз калужских зрителей, которые пришли на представление целыми семьями, ожидало что-то невиданное. Лодочный причал в парке «Мир» превратился в сцену, декорации – прекрасный вид на Яченское водохранилище и голубое небо,  а вместо кулис – мощные ракиты с зеленой листвой. На воде покачиваются нарядно украшенные челны, на берегу крутится «колесо времени», а воздух наполняет пение птиц.

– Это очень рискованный проект, ведь природу не переиграешь – «натура всегда выразительнее культуры», – говорит Михаил Логинов. – Наша задача – прийти к гармонии, к созвучию с окружающей природной обстановкой. Спектакль привлекает своей необычностью, мы показываем его в разных городах, и привязка к новому месту – очень интересный и самый сложный этап.

Авторы спектакля «Иван да Марья» – режиссер и художник Марина Пудкова, хореограф Мария Качалкова, композитор Елена Лебедева. История, придуманная в соавторстве Татьяной Лавровой и Мариной Пудковой, простая и мудрая. Как и «Снегурочка» Островского, она повествует о древних языческих временах, отсылает к славянской мифологии.

Божества древних стихий – Огня, Воды и Земли – правят фантастическим  миром. Однажды ссора Огня и Воды чуть его не погубила, а спасла любовь и самоотверженность их детей – Костромы и Купалы. Чтобы быть вместе, они попросили Мать-Землю сделать их людьми, добровольно отказались от волшебной силы.

Погружение в сказку начинается под звуки рожка и ритм барабана, шутки-прибаутки и заговоры. Артисты в ярких костюмах, замысловатых головных уборах, танцуя, управляют куклами. Летают в воздухе насекомые, плывут, открывая рты, блестящие рыбы, показывает язык озорная лягушка, ползет по земле улитка. В клубах цветного дыма подплывают к берегу челны Огня и Воды, красивые грозные божества сходят на берег, и начинается танец-поединок.

В этот момент даже самые непоседливые маленькие зрители не могли отвести взгляд от артистов – цвет, ритм, движение завораживают. И вот перед нами уже не Купала и Кострома, а простые парень и девушка, Иван да Марья. Утраченное бессмертие они обретут в любви и детях. Огонь и вода примирились, на сцене закружился хоровод, и зрители с радостью к нему присоединились.

Ритм спектакля нетороплив и размерен, и это «замедление» среди суеты и тревог современной жизни, время, проведенное в гармонии с природой, очень ценно. Публика расходилась неохотно, калужанам явно хотелось подольше побыть в атмосфере праздника, который подарили им артисты из Костромы.

Екатерина ШЕВЕЛЕВА

Фото Антона Забродского

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *