Открылась выставка «Из былого», посвященная 95-летию народного художника России скульптора Валентина Белова
Выставка в музейно-краеведческом центре «Дом Г. С. Батенькова» небольшая и очень уютная. Представлены двадцать графических работ пастелью и три станковые скульптуры. В небольших витринах можно увидеть награды художника и изданные им мемуары, набор инструментов для работы по дереву, который служил ему много лет. В Калугу скульптор переехал в 1979 году. Среди самых известных калужских работ – памятники воинам-интернационалистам, узникам фашистских концлагерей, маршалу Г. К. Жукову, воину-освободителю.
По следам декабристов
Валентин Михайлович Белов родился в 1928 году в Нижнем Новгороде. Окончил Ивановское художественное училище по классу живописи, скульптурный факультет Государственного художественного института ЭССР в г. Тарту. Почти четверть века художник жил и работал в Тюмени. Его скульптуры можно увидеть во многих городах Сибири. В Тобольске он создал известный памятник Д. И. Менделееву и одно из любимых своих произведений – памятник Петру Ершову, автору «Конька-горбунка». Валентин Белов вел большую общественную работу, много лет был председателем Тюменской организации Союза художников РСФСР.
Юбилейная выставка посвящена именно тюменскому периоду его художественного творчества. Эта идея родилась у организаторов неожиданно, но не случайно.
– Когда директор музея Елена Левина провела для нас экскурсию, мы узнали, что математик, архитектор, поэт и декабрист Гавриил Батеньков родом из Тобольска, – рассказывает художник Елена Белова. – Для меня это было удивительным открытием, и концепция будущей выставки сразу стала ясна. Творчество отца на протяжении многих лет было связано с Тобольском, в том числе и с декабристами. Он работал над мемориальными досками, создал прекрасный портрет Сергея Муравьева-Апостола.
«Тобольская серия» Валентина Белова представлена видами старинного сибирского города. В это же время он создал портреты супруги и старших детей – Елены и Дмитрия, а также автопортрет. Над скульптурным портретом младшей дочери Веры художник работал уже в Калуге.
– Мне тогда было 9–12 лет, в процессе работы над портретом я росла и менялась. Такому подвижному ребенку, как я, позировать было непросто. У портрета сложный ракурс, даже физически было тяжело удерживать нужную позу, – вспоминает искусствовед и художник Вера Щербакова.
Путевые заметки художника
В 1974–1977 годах Валентин Белов вместе с группой советских художников побывал во Франции и Болгарии, а также совершил круиз вокруг Европы.
В путешествиях он не расстается с блокнотом, пастелью, фломастерами и карандашами. Во Франции пробует себя в путевых зарисовках, пишет с натуры знаковые для любого художника места: замок Леонардо да Винчи, где гений провел последние два года своей жизни, Елисейские поля и площадь на Монмартре, дорожку в Барбизоне. Над этюдами мастер работает быстро, но они получаются необыкновенно эмоциональными, характерными, интересными с точки зрения композиции. Скульптор – это прежде всего великолепный рисовальщик.
– Побывав в Болгарии, познакомившись с ее южным колоритом, сочными яркими красками, Валентин Михайлович нашел свой пластический язык в пастельной графике, – рассказывает Вера Щербакова.
В поздние годы Валентин Белов занялся литературным творчеством. Три книги он посвятил своим путешествиям. В них дневниковые записи, наблюдения и впечатления, эскизы и наброски, рассказы о людях, с которыми довелось встретиться. В 80-летнем возрасте художник освоил компьютер, сам набирал и оформлял свои тексты.
Творческая династия Беловых продолжается.
– Все мы – трое детей и двое старших внуков Валентина Михайловича – стали художниками. Интерес к творчеству проявляет и младший внук Николай, похожий на деда как две капли воды, – говорит Вера Щербакова. – Отец был для нас учителем жизни, формировал и направлял, стремился воспитать в нас любовь к Родине и творчеству. Сейчас я особенно восхищаюсь его мудростью, понять и оценить которую смогла лишь с годами.
«Сел отдохнуть я на гранитную ступеньку лестницы, посмотрел в сторону Сены и вижу: передо мной законченная композиция, не лишенная смысла. И назвал я ее «Париж Майоля и Эйфеля». Конечно же, не удержался и зарисовал это все. Успел-таки…»
Из книги Валентина Белова «Франция глазами художника»
Ольга ДЫМОВА, фото Антона Забродского