Недавно наша героиня отметила юбилей – 70 лет, из которых более 45 отдала работе в калужской школе № 28 имени П. В. Рыженко. Она рассказала нам о жизненном и профессиональном пути.
С детства любила танцевать
Людмила Васильевна родилась 19 января 1955 года в городе Покрове Владимирской области в семье военнослужащего, через год семья переехала в Горький (Нижний Новгород), а в 1968-м – в Калугу. Здесь Людмила окончила школу, ту самую, где и преподает. С детства она любила танцевать.
– Я помню себя маленькой девочкой, танцующей перед зеркалом. В кружевных юбочках или просто обвязывалась красивым платком, тканью, – рассказывает Людмила Васильевна.
Когда-то мечтала связать свою жизнь с хореографией, даже собиралась поступать в танцевальную школу. В пользу такого выбора говорило не только желание танцевать, но и природные данные. Однако здоровье (врожденный порок сердца) не позволило сделать танец своей профессией. Но, по признанию Людмилы Васильевны, этот вид искусства до сих пор приводит ее в восторг.
Ещё одна любовь Людмилы Фроловой – музыка. Сначала она обучалась дома, потом окончила музыкальную школу по классу фортепьяно и собиралась продолжить музыкальное образование, но вновь помешали проблемы со здоровьем – астигматизм. Из-за этого заболевания работать с нотами длительное время невозможно.
Удивительный мир
Человека, выбравшего педагогическую профессию, почти всегда спрашивают, не хотел ли он с детства быть учителем. Рассказывая о себе, Людмила Васильевна признается, что её путь в профессии начался с любви к географической науке благодаря удивительным учителям.
– В средней школе № 28 работали замечательные педагоги, в частности учитель-географ Лидия Алексеевна Калинина, которая на каждом уроке дарила нам встречу с прекрасной планетой. Страны, города, люди, красивейшие уголки нашей страны – удивительный мир географии. Эти уроки были окнами в далёкий неизведанный мир.
География, ставшая любимым предметом в школе, определила дальнейший выбор – Людмила поступила на географический факультет МГПИ (ныне МПГУ). Её обучали корифеи географической науки, имена которых мы можем увидеть на титульных листах учебников, – В. П. Дронов,
С. Н. Раковский, В. В. Добровольский, И. В. Душина и, конечно же, Владимир Петрович Максаковский, автор наиболее известного учебника географии для 10-го класса.
– Я не думала, буду ли я педагогом. Просто было очень интересно учиться. Все преподаватели – люди интересные, у нас были разнообразные учебные практики: мы то на Урал ехали, то в Подмосковье изучали народные промыслы. Поскольку Калуга близко, наши преподаватели сотрудничали с калужскими, а в Тарусе много десятилетий была база МГПИ.
Лицом в грязь не ударили
Институт Людмила Васильевна окончила в 1977-м и по распределению попала в Калугу, в родную 28-ю школу. О первом уроке, данном еще во время практики, она вспоминает с радостью.
– Был такой восторг от того, что все получилось. Как будто человек берет нить, плетет кружево, и получается очень красивое изделие. С особой благодарностью она вспоминает первых директоров школы – Валентину Дмитриевну Красильникову и Галину Васильевну Подзорову, заслуженного учителя РФ и почетного гражданина города Калуги.
В 1986 году в Калугу неожиданно приехал министр просвещения РСФСР Георгий Петрович Веселов. Он посетил уроки ряда учителей 28-й школы, в том числе и занятие Людмилы Васильевны.
– Нам позвонили вечером: «Завтра министр». И не только он, пришли и заведующие облоно и гороно. У меня был 9-й класс, тема «Атомная энергетика». Михаил Алексеевич урок посетил, а потом и говорит: «Я у вас еще хочу остаться. Мне так понравилось». Лицом в грязь мы, так сказать, не ударили.
Сделать урок интересным
По образованию Людмила Васильевна – учитель географии и биологии, когда-то преподавала оба предмета. Со временем сосредоточилась на географии. А ещё ей пришлось вести историю. И здесь тоже помогло давнее увлечение этой областью знаний.
– Историей очень увлекалась, даже занималась на подготовительных курсах в Московском историко-архивном институте. В школе у историка нагрузка была большая, мне дали 5–6-е классы. Пришлось вникать, погружаться. География у меня просто льется, могу без подготовки любую тему объяснить. А вот с историей не так, хотя дети этого не замечали. Она старается каждый урок сделать интересным: где-то взять пример из жизни, где-то использовать кадры из подходящего к теме фильма.
– Мне всегда не хватает времени, потому что столько всего хочется сказать! Есть желание сделать урок таким, чтобы и мне, и детям было интересно.
Как настоящая мама
За долгие годы у Людмилы Васильевны было немало выпусков. Многие ученики до сих пор поддерживают с ней отношения, а с первыми выпускниками они обязательно встречаются в юбилейные даты. В этом году первому выпуску исполнится 40 лет.
С особой любовью наша героиня говорит и о своем последнем выпускном классе, называя его «лебединой песней». Ее ученики окончили школу в 2022 году, и классное руководство Людмила Васильевна больше брать не стала.
– Дети были такие, отдача чувствовалась. Я уже стала мамой настоящей, со стажем, поэтому их пестовала. Опыт, чувства материнские, очень теплые. Всё это накладывает отпечаток, понимаешь, какие ценности ты должен детям передать.
Недавно в школе устроили большой праздник по случаю юбилея Людмилы Васильевны, приходили поздравить и ребята из последнего выпуска.
– Эмоции перехлестывали! «Вы меня раскрыли», – не сдерживая слез, говорила Настя Абрамочкина. Моя Настя! Звезда всех моих лет! Она – лауреат научных чтений Чижевского, участвовала в Богородично-Рождественских чтениях, презентовала там работу, ее статья есть в сборнике. Мы много с ней работали по исследованию жизни и творчества Павла Рыженко, она была экскурсоводом нашего школьного музея.
Совет молодёжи
К юбилею любимого учителя школьники сняли ролик-интервью. Когда Людмилу Васильевну спросили, что она хотела бы посоветовать молодежи, она сказала:
— Нужно всегда помнить: то, что мы отдаем в этот мир, возвращается к нам, поэтому стремление к идеалу, совершенству должно идти через любовь, радость и прекрасные чувства.
Я считаю, что любой человек должен жить по очень простым правилам – не обманывать, не лукавить, не лицемерить, слышать беды и радость других людей и уметь разделить их с ними. И помнить очень важные слова, которые я всегда повторяю своим детям: относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам.
Дарья ЛЕОНТЬЕВА
Фото из архива Людмилы Фроловой