Уличное искусство многообразно и многолико. В субботу, 4 сентября в Инновационном культурном центре прошел первый стрит-арт фестиваль «Код города». Только что родившийся фестиваль сразу стал международным.
Мода улиц
Не только художники и музыканты, но и ярко, необычно одетые люди вносят свой вклад в уличное искусство. В летнем амфитеатре зрители увидели капсульную коллекцию Виктории Вейсбрут. Сама художница вышла на связь из Швеции, где она участвует в крупном стрит-арт фестивале «POW! WOW! Sweden». Вполне возможно, что и наш, калужский фестиваль ждет большое будущее.
Тему продолжила выставка финской фотохудожницы Лиисы Йокинен «Уличная мода от Хельсинки до Москвы», которая открылась в фойе ИКЦ. Представил выставку зрителям советник по культуре посольства Финляндии в Москве Юсси Палмен.
Он рассказал о том, что Лииса Йокинен еще в 2005 году начала фотографировать необычно одетых людей на улицах Хельсинки. Позже художница переехала в Сан-Франциско, а затем в Нью-Йорк, и там продолжила свой проект. В 2018 году она побывала в Москве. В фойе первого этажа ИКЦ размещены 40 фото, половина которых сделана на улицах Хельсинки, и половина – на улицах Москвы. Если не читать описание, трудно понять, где какие фото сделаны. Наверное, уличная мода не привязана к месту, но отражает вкус и самобытность каждого конкретного человека. Здесь нет чего-то шокирующего и эпатажного, но много стиля и цвета, энергии и свободы. Посетители ИКЦ с удовольствием фотографировались на фоне портретов и прекрасно вписывались в эту яркую «компанию». Сам собой возник вопрос: а почему бы не сделать подобный фотопроект в Калуге?
Три секрета перемен
В этот же день Юсси Палмен выступил с небольшой лекцией «Трансофрмация общественных пространств на примере Хельсинки». Он привел несколько примеров, как из заброшенных промышленных объектов удалось создать культурные центры, ставшие точками притяжения для жителей. Слушатели узнали о том, что Хельсинки – это рай для дачников без дачи, потому что там можно подать заявку и получить в пользование грядку для выращивания овощей или зелени, а также об интересных традициях: «районная вечеринка» и ресторанный день. А еще в Хельсинки, да и вообще в Финляндии, очень развит скейтбординг. В финской столице более двух десятков скейт-парков, и даже есть ассоциация девушек-скейтбордисток.
Подводя итог, Юсси Палмен раскрыл три секрета трансформации общественных пространств на примере Хельсинки. Во-первых, вовлечение: здесь всегда спрашивают мнение горожан, прежде чем реконструировать существующие общественные пространства или создавать новые. Во-вторых, прозрачность. Все планы по изменению городской среды должны быть в открытом доступе с возможностью их комментировать. И в третьих, важно понимать, что молодые люди – источник идей и энергии, а не угроза.
Жаркий арт-баттл
Во внутреннем дворике ИКЦ шел поединок молодых и дерзких стрит-арт художников. В нем участвовали Евгений Леляков, Лиза Кушлянская, Анна Дементьева, Даша Ульяхина и целая команда студентов Калужского колледжа культуры и искусств. Даша Ульяхина в этот же день открыла свою персональную выставку «Новая религия»: ее работы можно увидетьна оранжевой стене фойе ИКЦ..
Художники на двухметровых фанерных листах создавали эскизы муралов на тему «Время». Тема сложная, философская, и как ее выразить средствами изобразительного искусства – не совсем понятно.
Молодые авторы подошли к ней с разных сторон. Кто-то подчеркнул быстротечность времени, используя образы горящей спички или лягушки, чей век совсем недолог. Но зрители чаще всего фотографировались с жизнерадостным панно Лизы Кушлянской «Время любить», на котором художница изобразила пожилую пару.
Ракета на фоне намекает на родную Калугу, а может быть, на то, как быстро промчалась жизнь. Но пока она продолжается – есть время любить. Среди зрителей нашлись даже «прототипы» героев панно.
Вечером, уже в сумерках, художники и их болельщики собрались у сцены в летнем амфитеатре, чтобы узнать итоги творческого поединка. Все авторы получили в подарок на память о событии модные сумки-шопперы. Главный архитектор Калуги Алексей Комов вручил Лизе Кушлянской свой специальный приз — книгу «Музей истории космонавтики», посвященную шедевру советского модернизма.
— Ее мурал кажется не слишком авангардным, но, на самом деле, сегодня быть традиционалистом – это значит быть в авангарде. Лиза показала время как счастье двух любящих людей, и ее работа показалась мне наиболее продуманной. И по композиции там все сложилось, — сказал Алексей Комов.
Ну и какой же стрит-арт фестиваль без сувениров и еды, сладкой ваты и музыки? Все это, конечно же, было! В летнем амфитеатре зрители пританцовывали под зажигательный хип-хоп от Мастерской танца.
Во внутреннем дворике DJ создавал настроение художникам. Завершился фестиваль концертом удивительных музыкантов – Алисы Тен и Руста Позюмского. Под аккомпанемент старинных инструментов прозвучали средневековые французские и современные русские песни.
Екатерина Шевелева
Фото автора и Андрея Пеньковского