«Мы захотели сделать что-нибудь прикольное, и с этого началось наше изучение граней возможного. Оказалось, что все прикольное упирается в развитие технологий. Поэтому максимально развитый прикол – это и есть нейронные сети»
С этого начался наш увлекательный и немного философский разговор о современных технологиях и искусстве. Ux-разработчик Геральт Зен и программист Борис Кельшмер рассказали, как начали создавать уникальный контент с помощью нейронной сети.
Справка: нейросеть – это математическая модель, которая построена по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей – сетей нервных клеток живого организма. Простыми словами, нейронная сеть – это вид машинного обучения, при котором программа работает как человеческий мозг.
– Технологии могут сделать что угодно. Вопрос в том, допускает ли окно Овертона (социологическая концепция существования рамок допустимого спектра мнений. – Прим. ред.) применение этих технологий. Сейчас окно Овертона расширено достаточно сильно, чтобы делать треш-контент, метамодерн. Люди к этому привыкли, и нужно что-то новенькое, а новенькое – это то, что можно создать с помощью нейросетей.
В интернете есть много картинок, которые кажутся людям знакомыми, они предчувствуют его содержание, но не могут понять, что именно изображено. Вот это мы и называем приколами, которые генерируют нейронные сети,
– рассказал Борис.
В творческом тандеме Борис отвечает за технологии и математику внутренних процессов, а Геральт – за художественную составляющую. Мужчины уже сделали несколько совместных проектов, один из которых – абстрактные картины. Изображения уникальны, потому что созданы в соавторстве с искусственным интеллектом.
– Обычно люди обучают нейронные сети на конкретике – дают кошечку и собачку, ставят задачу их различать. Мы пошли другим путем. Взяли абстрактное изображение и сказали: «Мама, я цемент». Отсюда началось новое обучение, более высокий уровень. Нам нужно, чтобы нейронка сама определила, где есть цемент, где есть право, а где ложь. В этом красота искусства нейронной сети,
– отметил Борис.
– Наша нейронная сеть – соавтор. Мы не можем контролировать все процессы. Мы можем поговорить с ней перед этим, помочь ей, но потом она сделает что-то сама,
– добавил Геральт.
Идея создавать абстрактные картины на основе фотографий людей появилась неожиданно – Борис написал Геральту в пять утра и показал побочный материал своей работы.
– В ноябре 2018 года я работал в фирме, где занимался системами верификации (проверки. – Прим. ред.) людей на трехмерном изображении. Нужно было определить, что это не фейк, а реальный человек. В какой-то момент я обратил внимание на сам процесс 3D-реконструкции лица. Визуализировал алгоритм, посмотрел, что происходит внутри кроме математики. В итоге получился некий художественный срез алгоритма,
– сказал Борис.
Борис начал заниматься нейронными сетями в 2016 году. До этого работал с другими системами, которые тогда еще никак не ассоциировались с искусственным интеллектом. У мужчины есть необычный талант превращать в искусство математические алгоритмы.
Так и родился новый проект – уникальные узоры перемещений людей в пространстве.
– Однажды я работал с компьютерным зрением – анализировал изображения на наличие объектов, следил за перемещением и поведением людей. Я отметил пигментами точки, в которых задерживался объект, и подсветил траектории движения. Получился арт – в толпе за каждым человеком оставались светящиеся линии движения, со временем они образовывали узор перемещений в конкретный промежуток времени,
– поделился программист.
У Бориса и Геральта амбициозные планы на будущее.
– Мы планируем изменить рынок музыкального продакшена (англицизм, который используется для обозначения процесса создания проекта или творческого продукта. – Прим. ред.) при помощи генерируемых вещей и виртуальной репрезентации.
Все сводится к виртуальному искусству. В 2016 году произошла смерть интернета – количество ботов, которые генерируют контент, превысило количество живых авторов. Контент, на который реагируют люди, оттачивается все лучше и лучше, нейросети учатся триггерить (задевать, вызывать эмоции. – Прим. ред.) зрителей. И это грязное искусство.
Нам интересно превратить идею в полный продакшен: от случайного числа до музыкального контента, визуальной части, автора, клипа или фильма с ним. Нам нужен весь спектр – звук, аудио, видео, изображения, фотосессии и инфоповоды. Планируем сделать систему, которая будет сама изнутри выдавать весь этот контент. И не просто контент, а то, что людям будет интересно увидеть, услышать. Хочется следить за ростом личности внутри нейронной сети.
Борис рассказал, что в творчестве и работе руководствуется правилом нулевого дня. Джефф Безос, владелец Amazon, рекомендует фирмам и компаниям жить так, как будто сегодня их первый день работы. Второй день – это стагнация, а первый – это всегда новый шанс, новые проблемы, новые решения.
– Почему я аналитик? Почему я анализирую мир, жизнь? Потому что я так устроен. Я пробовал заниматься музыкой, графикой, многими вещами. Но алгоритмы, коды, поиск, анализ, трансформация мне ближе. Я чувствую себя кайфово, когда занимаюсь этим, я чувствую себя дома,
– сказала Борис.
Мы ждем истории о ваших увлечениях. Напишите нам в социальных сетях или пришлите историю на почту nedelya@bk.ru, чтобы стать следующим героем этой рубрики.
Анна Канашина. Фото из архивов Геральта Зена и Бориса Кельшмера