Как вырастить успешного футболиста

Это нелегко, но очень интересно, считает тренер СШ «Калуга» Дмитрий Головачёв

– Дмитрий Александрович, как сегодня проходит отбор детей в футбольную спортшколу?

– Мы принимаем всех желающих. Теперь нет такого строгого отбора, как в моем детстве, когда нужно было показать физические и технические способности, пройти серьезный тест и выдержать конкурс – четыре-пять человек на место. И, несмотря на то что, помимо государственных и муниципальных, появились частные школы, желающих заниматься футболом меньше не становится. У моих коллег группы переполнены.

– Сколько у вас учеников?

– В СШ «Калуга» веду три возраста, в каждом по две группы. Мальчишек 2012 года больше 50 человек. 2014-й мы ведем с братом Романом – около 70 подростков. 2016-й тренируем с Николаем Сидоровым, там под 60 юных футболистов. В частной школе «Калужники» занимаюсь с самыми маленькими – почти 100 учеников.

– Какой идеальный возраст для старта в детском футболе?

– Если раньше футболом было принято заниматься лет с 6–8, то сегодня отмечается тенденция к омоложению, и это касается не только футбола, а всех жизненных сфер. Есть трехлетние мальчишки, которые не расстаются с мячом, в прямом смысле спят с ним! Гиперактивные, обладающие огромной энергией, способные концентрировать внимание в определенном промежутке времени. С такими карапузами вполне можно заниматься по специальной программе.

– По вашему мнению, какому самому важному навыку нужно научить ребёнка на первой стадии обучения футболу?

– Прежде всего, необходимо сделать все возможное, чтобы влюбить ребенка в футбол и не оттолкнуть от регулярных занятий спортом. Это не так просто, учитывая, что у маленькой личности меняется распорядок жизни с трехразовыми тренировками в неделю. Обучение должно строиться в игровой форме, дозированно, через положительные эмоции. Основная задача – не навредить ребенку.

– Я грубо разделю футбольную школу на две пятилетки: с 5 до 11 лет (когда футбол – это просто удовольствие) и от 12 до 17 лет (время серьезного выбора). Насколько важны турниры для детей от 5 до 11 лет? Ведь, насколько мне известно, в школах лучших мировых академий, в странах, где футбол на уровне мировоззрения, на ранней стадии больше внимания уделяется индивидуальной технике. А у нас, к сожалению, тренера оценивают по командным победам, а не по количеству футболистов, заигравших на профессиональном уровне.

– Вопрос очень важный. Когда я говорю про игровую методику, я имею в виду не футбол, а подвижные игры, которые также раскрывают индивидуальность человека в раннем возрасте. Мое мнение: до 10–11 лет футбол – это индивидуальный вид спорта, а не командный. Ни в коем случае в юном возрасте нельзя ставить игру в футбол через ограничение действий ребенка в определенных эпизодах. В этом возрасте самое главное – развитие личности и индивидуальности, технических навыков. Леонид Слуцкий как-то сказал: «Хочу посмотреть в лицо тем товарищам, которые пишут нынешние госстандарты!» И я разделяю его негодование. Нас ставят в эти неразумные рамки, заставляя давать массовые разряды, и оценивают работу детских тренеров по победам команд в различных турнирах. Это в корне неправильно. С ужасом наблюдаю за иными тренерами, которые, расставив совсем юных игроков строго по зонам, во время игры кричат – корректируют их действия: отдал-принял-отдал-принял! Кого они растят?

– Ваши мальчишки тем не менее выигрывают у ровесников из ведущих академий Москвы и Краснодара…

– Да, выигрываем. Но не путем упрощения игры ради победы любой ценой. Ни в коем случае! Парни 2012 года выходят на поле не выигрывать, а играть в умный, красивый, техничный футбол, который должен доставлять радость и им, и мне как тренеру, и тем, кто наблюдает. В первую очередь мы развиваем индивидуальность. Я однозначно против игры на результат любым способом, тем более упрощением. Оценивать работу тренера необходимо исключительно по количеству молодых игроков в профессиональном футболе. И при этом мы должны воспитать здоровую личность и в физическом плане, и в моральном.

– Откуда и где берете методики? Знаю, что у каждого тренера свои взгляды на обучение.

– Читаю специальную литературу, которая выходит у нас в стране и за рубежом, анализирую, беру оттуда квинтэссенцию, близкую моей философии. Мой друг Александр Тарасов работает в Испании и регулярно снабжает меня интересными идеями, конспектами занятий, которые практикуют там тренеры детских и юношеских команд.

– Допустим, очень талантливый пацан вдруг теряет интерес к занятиям и бросает спортшколу. Надо ли его попытаться вернуть? Или лучше отпустить? Есть какой-то универсальный совет, как заинтересовать?

– Действительно, такое нередко случается. Особенно часто сталкивался с таким в начале своей тренерской карьеры. 10–15 лет – сложный возраст, завершающий этап физического взросления и полового созревания. Если подросток теряет интерес к тому, чем он занимался так долго, говорит, что устал от футбола, значит, есть вина тренера, который перестарался, выжимал из него больше, чем было нужно. В каждом возрасте есть условные рамки: тренеру необходимо обладать чутьем, нельзя форсировать, ни в коем случае недопустимо переусердствовать.

– Есть тренеры, которые заставляют девятилетних ребят тренироваться по шесть дней в неделю и гордятся, что они всех обыгрывают.

– Это до поры до времени. К 14 годам парни «наедятся» футболом по горло, устанут и выдохнутся. Я не хочу, чтобы подобное произошло с моими талантливыми парнями 2012 года, которые как раз находятся в пубертате. Они готовы заниматься и играть 24 на 7, но я понимаю, что ни в коем случае их нельзя перегружать. В каждом возрасте развиваются определенные физические качества. Повторюсь, главное – не навредить, а это значит правильно формировать тренировочный процесс и процесс восстановления. Практика показала, что необходимо более глубокое понимание закономерностей физической подготовки, возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей, биомеханики, возрастной педагогики. И главное – понимание, как адаптировать и эффективно применять эти знания во время тренировок.

А еще очень важно разговаривать с детьми, приближать их к мечте. Ведь каждый из них приходит с мечтой стать футболистом. И моя задача – приблизить эту мечту настолько, чтобы попробовать ее осуществить.

– К примеру, на подростковом этапе, у 14–15-летнего парня, вы видите очень серьезные задатки будущего профессионала. Ваши действия: передаете его в какую-нибудь сильную академию или сами постараетесь довести до профессионального контракта?

– Сложный вопрос, на который у меня нет однозначного ответа. Это все так индивидуально и непредсказуемо порой происходит… Имею и положительный, и печальный опыт. Это ведь зависит не только от самого, даже очень талантливого молодого игрока. Допустим, я знаю, как с ним работать, и уверен, что он через пару лет вполне сможет заиграть на профессиональном уровне. Но где? У ФК «Калуга» стратегия на повышение в классе. У выпускника крупной академии гораздо больше шансов подписать профессиональный контракт. Классный проект – ЮФЛ! С появлением Юношеской футбольной лиги у молодых парней появилась перспектива, что их заметят на серьезном уровне. И молодежка ФК «Калуга» – это тоже правильная стратегия развития перспективных футболистов. Но я точно против того, чтобы родители увозили своих детей из Калуги в 10–13 лет. Нет ни одного положительного примера: загубленное детство и зря потраченные деньги.

– Вам 46 лет, в следующем году вы будете отмечать 30 лет тренерской работы! Уникальный случай! Где и у кого учились профессии детского тренера? Кого считаете своими учителями?

– Пять лет, с 6 до 12, меня учил играть замечательный футбольный педагог Вячеслав Сергеевич Зенкин. Потом моим учителем стал мудрый Михаил Иванович Стрыков. Они и привили мне любовь к футболу. Интерес к профессии тренера я стал проявлять очень рано. Не скрою, я, 16-летний пацан, копировал тренировки Михаила Ивановича. В общем, с одобрения Стрыкова и начинал на этом поприще. Но уже тогда у меня было и свое видение, как и что надо делать. Подсматривал тренировки у старших коллег, у взрослых тренеров «Локомотива» что-то брал. Мне все было интересно! Был голодный до любой информации. Я еще тогда и сам играл, но на тренировку к своей первой команде мальчишек летел с таким сумасшедшим желанием, гораздо большим, чем как игрок на тренировку со своими ровесниками.

– С какими трудностями сталкивались на первоначальном этапе карьеры тренера?

– Единственная, даже не проблема или трудность, а психологическая неувязка – надо было минимизировать разницу в возрасте, я был всего на шесть лет старше своих воспитанников. И от второго своего набора не очень-то сильно отличался визуально, хотя разница уже составляла 10 лет. Тренеры соперников, улыбаясь, говорили, что мог бы выходить вместе с парнями на поле и вряд ли кто отличил тренера от игроков (смеется). И еще, наверное, были сложности со специальной литературой, хороших, умных книг было очень мало, и интернета еще не было.

– Нужно ли детскому тренеру сдерживать эмоции на тренировках, и особенно во время игр на важных турнирах?

– Я двумя руками за эмоционального тренера. Это касается и взрослого, и детского футбола. Мне импонируют Симеоне, Гвардиола, Клопп… Но тут нужна четкая грань. Одно дело – искренняя радость или, напротив, какое-то разочарование. Можно и похвалить, и поругать. Но ни в коем случае нельзя быть «джойстиком», как сейчас модно говорить. Нельзя орать: «Отдай влево, вправо!» Что греха таить, я и сам иной раз в пылу срываюсь на крайние эмоции, но постоянно корю себя за это. Стараюсь контролировать себя. Не надо излишне жестко, требовательно подсказывать, направлять ребенка во время игры: это чаще приносит отрицательный результат – лишает его импровизации, и футбол становится примитивным. А вот если красиво обвел, дал умный пас, забил гол – не скрываю эмоций, искренне радуюсь и кричу от всей души!

– Не было желания реализовать свой тренерский талант и опыт во взрослом профессиональном футболе?

– Вполне возможен такой вариант. Прихожу к этому постепенно. По крайней мере, стал задумываться об этом последнее время. Присматриваюсь, анализирую. Несколько лет назад поступали предложения от профессиональных коллективов. Да, было приятно, что на меня обратили внимание. Но тогда я не был готов к такому повороту. В первую очередь считал, что не имею морального права оставить своих старших юношей, тогда у меня были очень интересные парни 2002 года рождения. Да, собственно, у меня каждый набор по-своему интересен. Я по-прежнему безумно люблю свою работу, отдаюсь ей полностью, без остатка. Это мои родные пацаны. Но, чувствую, что пришло время для следующего шага. Так что, если представится возможность, выпадет такой шанс – приму этот вызов.

Беседовал Александр ФАЛАЛЕЕВ

НАША СПРАВКА

Дмитрий Головачев родился 11 декабря 1979 года в Калуге. Высшее образование получил в 2003 году в Калужском государственном педагогическом университете им. К. Э. Циолковского, на факультете физической культуры. Тренер-преподаватель высшей квалификационной категории, имеет лицензию категории С-УЕФА. Тренерскую деятельность начинал в городской  СДЮСШОР «Торпедо» в 1996 году, затем продолжил в областной специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва «Юность» и ДЮСШ «Анненки». С 2015 года работает в спортивной школе по футболу «Калуга».

Дмитрий Александрович воспитал 15 кандидатов в мастера спорта по футзалу. Подготовил несколько игроков в футбольный клуб второго  дивизиона «Калуга». Его воспитанники обучались и продолжают обучение в академиях Москвы и Краснодара, вызывались в сборные юношеские команды России.

Юношеская футбольная команда 2006 года рождения, возглавляемая им, на протяжении пяти лет являлась победителем и призером юношеского первенства области по футболу, всероссийских зональных и финальных соревнований Союз Федерации Футбола «Центр».

В 2021 году – команда юношей 2006 г. р. заняла 1-е место в V летней Спартакиаде молодежи России по футболу, среди сборных регионов Центрального федерального округа, где футболисты выполнили норматив спортивного разряда «Кандидат в мастера спорта» по футболу.

В 2022 году команды юношей 2006 г. р. и 2012 г. р. – победители Финального этапа первенства России по футболу среди команд спортивных школ (Зона СФФ «Центр»).

В 2024 году команда юношей  2012 г. р. стала победителем Финального этапа первенства России по футболу среди команд спортивных школ (Зона СФФ «Центр»).

2025-й стал для воспитанников Дмитрия Головачёва трех возрастов не менее успешным. Особенно порадовали юноши 2012 года. В престижном волгоградском турнире, где  участвовали 16 сильнейших команд ведущих академий и школ, калужане заняли 1-е место. Затем обыграли всех соперников на домашнем турнире. Выиграли зональный этап первенства СФ Центр, играя полурезервным составом. Замечательно выступили двумя возрастами в первенстве области, имея подавляющее преимущество над соперниками. Лучшим бомбардиром стал Егор Стратонов. Егор и Богдан Карпенко в данный момент играют за команду Калининграда в чемпионате России среди юношей.

Юноши 2014 года выиграли зональный этап первенства ЦФО. Самые младшие, мальчишки 2016 года рождения, стали бронзовыми призерами финального турнира ЦФО и вернулись в Калугу победителями престижного турнира, проходившего в Сочи.