Как выступили «Нивы» на «Дакаре»

Сразу четыре «Нивы» с иностранными экипажами приняли участие в главном ралли-марафоне планеты в Саудовской Аравии с 1 по 14 января.

В прошлом году я продал 10-летнюю «Мицубиси Паджеро Пинин» и купил «Ниву Урбан», исполнив мечту юности, о чем ни разу не пожалел. Лично для меня этот автомобиль лучше всего характеризует слово «легенда». Поэтому новость о том, что «Нива» вновь объявилась на ралли «Дакар», легла как бальзам на душу!

Легенда

Уже много лет на дорогах России подавляющее большинство авто – иномарки. Российские же легковушки в Европе, а уж тем более на других континентах, большая редкость. Однако есть один автомобиль, которым мы имеем полное право гордиться. И это, конечно же, «Нива», которая разработана еще в советское время и выпускается до сих пор под именем Lada Niva legend 4×4. Вот ее-то можно встретить в разных уголках мира. В чем секрет популярности «Нивы»? А кто еще может похвастаться такой же проходимостью и неприхотливостью при относительной доступности цены? Suzuki Jimny, Land Rover Defender, старый Mercedes-Benz G-Класса, Dacia Duster… Пожалуй, и все! Привлекает и дизайн «Нивы»: квадратные формы кузова, круглые фары, короткие свесы. И, конечно, простота. Любителям бездорожья не нужны электронные прибамбасы и высокие технологии.

Что такое «Дакар»

Это две недели экстремальных испытаний человека и машины на грани физических и технических возможностей по раскалённой пустыне среди высоченных дюн с одним выходным днем. Никаких навигаторов! Автомобиль, пустыня и «дорожная книга». Штурманы и пилоты заранее не знают маршрута – его необходимо выяснить в процессе гонки по ориентирам, которые выдают за десять минут до каждого старта. Трасса делится на 12 однодневных этапов, а соревнуются на скоростных спецучастках, время прохождения которых суммируется в общем зачете. В 2022-м протяженность кольцевого маршрута, который начинался и заканчивался в портовом городе Джидде, составила около 8375 км, а общая длина зачетных спецучастков – около 4258 км.

Изначально ралли «Дакар» было задумано как приключение, но постепенно превратилось в гонку профессионалов с многомиллионными бюджетами.

Байкеров называют гладиаторами пустыни – им сложнее всего: они преодолевают дистанцию в одиночку, каждый сам себе и гонщик, и моторист, и штурман. В кабине внедорожников – двое: пилот и штурман. Экипаж тяжелых грузовиков состоит из трех человек – добавляется механик.

Санкции и потери, фавориты и аутсайдеры 

В этом году российским КАМАЗам пришлось выступать без флага и гимна из-за последствий допингового скандала, который длится уже несколько лет.

По причине санкций главный соперник «Синей армады», как называют наших «тяжеловесов», – белорусский МАЗ – пропустил марафон. Белорусы до последнего надеялись на снисхождение, серьезно готовились к гонкам, но чуда не произошло. Не приехал в Саудовскую Аравию великий Фернандо Алонсо, лишив поклонников удовольствия наблюдать показательные прыжки-полёты над дюнами. У испанца – уважительная причина, он вернулся в «Формулу-1» в надежде завоевать третий в карьере титул.

В классе внедорожников внимание было приковано к таким глыбам, как Стефан Петерансель, Нассер Аль-Аттия, Карлос Сайнс, Себастьян Леб и россиянин Владимир Васильев. В «Мотовездеходах» ожидали успеха от Сергея Карякина.

Sébastien Loeb and Fabian Lurquin on the BRX Prodrive Hunter T1+ of the Bahrain Raid Xtreme Team during the Stage 11 of the Dakar Rally 2022 around Bisha, on January 13th 2022 in Bisha, Saudi Arabia // SI202201130299 // Usage for editorial use only //

Первый этап завершился лучшим временем Нассера Аль-Аттии. Среди грузовиков быстрейшим стал действующий чемпион Дмитрий Сотников.

Уже в самом начале марафона с проблемами столкнулся 14-кратный триумфатор «Дакара» Стефан Петерансель – он попал в аварию и сломал заднюю подвеску.

Сюрпризы преподносил каждый зачет. На пятом этапе в «Мото» победу одержал Данило Петруччи
– легенда кольцевых гонок.

На одном из этапов сошел с дистанции Сергей Карякин, столкнувшись лоб в лоб с внедорожником.

По пустыне на 37-летней «Ниве»

В былые годы «Нива» трижды въезжала на подиум «Дакара» под управлением французских пилотов.
В 1981-м удалось завоевать бронзу, а в 1982 и 1983 годах – серебро.

На старт категории Dakar Classic, которую в дань легендарным авто учредили в прошлом году, заявилось 135 легковушек и 19 грузовиков. В списке было четыре «Нивы»! Все – с иностранными экипажами. Два испанских, один французский и один швейцарский. Самой любопытной была «Нива» швейцарского пилота Марио Якобера 84-го года выпуска с бортовым номером «763». Это 37-летнее авто Марио приобрел в Новосибирске, получив от завода в Тольятти разрешение использовать название Niva Red Legend Team.

По итогам Dakar Classic – 2022 вторыми в истории зачета победителями гонки стали французы на Toyota Land Cruiser – 80. На подиум поднялись также их соотечественники на Mercedes-Benz ML. В топ-3 вернулись испанцы на Mercedes-Benz G320.

Что касается наших «Нив», до финиша добрались две. Жаль, не повезло испанским экипажам: если бы не досадные аварии на старте, то из квартета российских внедорожников к финишу могли приехать все четыре машины. Французский дуэт Ромена Грабовски и Констанции Шенар на «Ниве» занял в итоге 105-е место в генеральной классификации Dakar Classic – 2022, а швейцарский экипаж Niva Red Legend Team Марио Якобер и Сладан Мильич закрепил за собой 115-ю строчку финишных протоколов.

До встречи в 2023-м!

Марио Якобер и штурман Сладан Мильич высоко оценили надежность своей «Нивы». Пески, камни, асфальт и убойное бездорожье в условиях испепеляющей жары и проливных дождей не страшны российским машинам. За время прохождения маршрута экипаж ни разу не столкнулся с серьезными поломками на дистанции.

– Все мы очень увлечены «Ладой Нивой». И мы надеемся, что в следующем году на «Ниве» будет выступать больше людей. Хорошая машина, мы любим ее. Еще больше экипажей должны ездить на «Ладе Ниве»,

– сказал Мильич в интервью телеграм-каналу Cross-Country Rally News.

– Это была по-настоящему захватывающая и волнующая гонка. Узкие каньоны, песчаные дюны, острые камни успели пощекотать нервы болельщикам и доставили немало хлопот команде. Мои аплодисменты профессионализму пилотов Niva Red Legend Team и, конечно, нашему легендарному внедорожнику. Искренне надеюсь, что в следующих сезонах ралли «Дакар» мы увидим еще больше участников, выступающих на культовой Niva Legend, а однажды, возможно, и заводскую команду LADA Sport,

– прокомментировал гонку президент АвтоВАЗа Николя Мор.

Александр Фалалеев