Местные кафе и рестораны чутко улавливают запросы своих посетителей.
Время от времени в Калуге закрываются некоторые предприятия общественного питания. Вместо привычной вывески ресторана или кафе вдруг может появиться новая, а иногда – просто пустые витрины. Это порождает среди непосвященных в тонкости ресторанного бизнеса горожан различные слухи о причинах «схода с дистанции» полюбившихся кафе и ресторанов, в том числе и весьма фантастические. Ситуацию в городском общепите «Калужской неделе» прокомментировала заместитель начальника управления экономики и имущественных отношений города Калуги Марина Драчева. Оценка специалиста была вовсе не пессимистична.
– Рестораны и кафе закрываются и открываются всегда, – утверждает Марина Драчева. – Это нормальное явление в любое время, в любой стране. На смену старым появляются различные новые формы предприятий общественного питания. Мы видим, что помпезные, интерьерные рестораны практически вышли из моды, люди перестали ходить в кафе ради антуража. Многих стал всерьез интересовать набор продуктов, подходящий не только к состоянию здоровья, но и к настроению. На первое место выходит качество приготовления блюд и тех продуктов, которые используются для их приготовления.
Конечно, те рестораны и кафе, которые чувствуют колебания в спросе и стараются быстро меняться, выживают. А вот те, кто не смог проявить достаточную гибкость, остаются «за бортом». Сейчас калужане познакомились с восточной кухней, полюбили суши, приобрел популярность кейтеринг – выездное обслуживание. Стало много семейных кафе, заведений для простого общения, а не для празднования каких-либо семейных или корпоративных дат. Где-то стал возможным просмотр кинофильмов или спортивных матчей, изменился ассортимент алкогольных напитков в сторону более легких, а вместе с этим и время работы – посетители расходятся домой гораздо раньше.
Да, в Калуге закрываются одни рестораны, но открываются и другие. Интенсивность такого процесса осталась на прежнем уровне. Ресторанный бизнес приветствует аренду помещений – это для общепита является наиболее выгодной формой взаимоотношений. Хотя при этом договор аренды, заключенный на пять–десять лет, для ресторана может стать неактуальным: в связи с падением посещаемости, ростом цен на продукты и массой прочих нюансов занимать прежнее помещение уже не так выгодно. Не сумев вовремя перестроиться, что бывает довольно часто, предприятие расторгает договор аренды и съезжает.
Но бояться этого не следует. Те заведения, которые останутся на рынке, в любом случае не обманут ожиданий потребителя. Ведь их деятельность в сфере общественного питания во многом зависит от спроса на их услуги. А спрос формируем мы с вами.
Сергей ГРИШУНОВ. Фото автора.