Каменный мост отмечает первое десятилетие после капитального ремонта

Каменный мост отмечает первое десятилетие после капитального ремонта

Не так давно по Каменному мосту открылось движение после очередного ремонта. Предлагаю вспомнить, что было предпосылками для его реконструкции.

По официальным данным, Каменный мост открыли в 1785 году. Это можно подвергнуть сомнению, если обратиться к историческому документу «Драгоценная память Губкиных» от 14 ноября 1778 года: «…с 14 на 15 число в ночи была буря, и ветром на Камен­ном мосту с 7 лавок всю кровлю сор­вало и на другую сторону к другим лавкам приставило». Получается, что нашему патриарху минимум 242 года.

С тех пор его неоднократно ремонтировали и подновляли. Но сегодня я хочу напомнить о событиях 2009 и 2010 годов.

Мост рухнул 10 лет назад?

10 апреля 2009 года около 17 часов вечера к Каменному мосту подъехала автовышка ЗИЛ-4333, принадлежавшая ЗАО «Стройэнергосервис», с тремя рабочими. Они собирались поменять перегоревшие фонари освещения. Чтобы не останавливать движение, машину поставили на пешеходную часть. И тут под тяжестью грузовика мостовое полотно провалилось и рухнуло вниз. Автоподъемник чудом не упал вслед на ним, «сев» на задний мост. Движение по мосту экстренно перекрыли – в субботу и воскресенье Калугу захлестнули автомобильные пробки на въезде в центр города со стороны улиц Гагарина и Смоленской.

С 26 июля 2009 года по решению специальной комиссии мост был полностью закрыт для проезда.

Море работы…

В кратчайшие сроки к ремонтно-реставрационным работам приступила московская компания «АРС-Центр». Работы предстояло много. Сначала проверили состояние каменных опор моста. Для этого их окопали на 3-4 метра вглубь. Выяснилось, что несущие опоры только снаружи из кирпича, а внутри они заполнены каменными валунами.

При обследовании состояния бетонной монолитной плиты пришли к выводу, что её нужно менять: старинные опоры могут не выдержать. Чугунные опоры износились на 80%.

27 июля 2009 года на выездном заседании архитектурного совета при губернаторе строители представили убедительные схемы обоснования реконструкции моста. Как показали результаты исследований, мост находился в аварийном состоянии. Предстояло сделать очень много: полностью заменить плиту дорожного покрытия, пришедшую в негодность кирпичную кладку, усилить фундаменты и опоры. Согласие руководства было получено. Калужские власти и лично губернатор Анатолий Артамонов обратились к председателю правительства Владимиру Путину – и средства на ремонт – 680 миллионов – были изысканы.

122 на 22

Московская фирма «Имидис» начала проводить на месте топографическую съемку. Их сотрудники занялись разборкой старых строительных лесов и установкой новых. Москвичи из ООО «СМК-Фасад» монтировали их, чтобы приступить к исследованию памятника. Архитектор Елена Сухова обмерила мост вдоль и поперек: его длина составляет 122 м, а максимальная высота – 22 м.

Серьезной задачей стало пробуривание опор и соединение их крест-накрест специальными «шинами». Одновременно производилась замена обветшавшей кирпичной составляющей и многих несущих конструкций. Затем приступили к снятию (распиливанию) основного дорожного полотна. 19 октября 2009 года распилили и убрали последний блок старого железобетонного полотна 1975 года. При помощи 160-тонного крана рабочие за 10 дней полностью сняли проезжую часть. Согласно графику, работы по восстановлению Каменного моста должны были завершиться к 15 декабря. Но вмешалась погода – начались сильные морозы.

Первый пошёл!

23 и 24 декабря 2009 года проходила заливка бетонной плиты. Для этого смонтировали специальный «шатёр» для рабочих и поддержания плюсовой температуры внутри. Технологии предусматривали специальную марку бетона и около 30 часов работы. Компанией-подрядчиком стала фирма «Виталан».
24 декабря на затвердевший бетон центрального пролёта реставрируемого Каменного моста ступила нога первого калужанина. Бетонирование пешеходных проходов и высоких отбойников продолжалось ещё 6 января 2010 года. Кстати, основную бетонную массу в центральный пролёт уложили за 21,5 часа вместо расчетных 30. Работы осуществила усиленная бригада московской фирмы «Таганка-мост».
Потом начались работы по наведению троллейбусных линий, освещению и первичному асфальтированию (основное покрытие смесью ЩМА проводилось с 18 по 28 мая).

Открытие Каменного моста стало настоящим праздником для горожан, оно состоялось 16 февраля 2010 года. В этом мероприятии приняли участие председатель Государственной Думы Борис Грызлов, губернатор Анатолий Артамонов, Городской Голова Николай Любимов, Максим Акимов и лидер областного отделения партии «Единая Россия» Вячеслав Дубровин.

После освящения моста они перерезали красную ленточку, и затем по мосту проехали конная тройка, всадники и первый троллейбус со школьниками.

Стоит упомянуть, что руководитель компании «АРС-Центр» Вячеслав Альбертович Киселёв (скоропостижно скончался 06.02.2011) получил особую награду из рук Бориса Грызлова – золотые часы Государственной Думы.

Валерий Продувнов