Не так давно по Каменному мосту открылось движение после очередного ремонта. Предлагаю вспомнить, что было предпосылками для его реконструкции.
По официальным данным, Каменный мост открыли в 1785 году. Это можно подвергнуть сомнению, если обратиться к историческому документу «Драгоценная память Губкиных» от 14 ноября 1778 года: «…с 14 на 15 число в ночи была буря, и ветром на Каменном мосту с 7 лавок всю кровлю сорвало и на другую сторону к другим лавкам приставило». Получается, что нашему патриарху минимум 242 года.
С тех пор его неоднократно ремонтировали и подновляли. Но сегодня я хочу напомнить о событиях 2009 и 2010 годов.
Мост рухнул 10 лет назад?
10 апреля 2009 года около 17 часов вечера к Каменному мосту подъехала автовышка ЗИЛ-4333, принадлежавшая ЗАО «Стройэнергосервис», с тремя рабочими. Они собирались поменять перегоревшие фонари освещения. Чтобы не останавливать движение, машину поставили на пешеходную часть. И тут под тяжестью грузовика мостовое полотно провалилось и рухнуло вниз. Автоподъемник чудом не упал вслед на ним, «сев» на задний мост. Движение по мосту экстренно перекрыли – в субботу и воскресенье Калугу захлестнули автомобильные пробки на въезде в центр города со стороны улиц Гагарина и Смоленской.
С 26 июля 2009 года по решению специальной комиссии мост был полностью закрыт для проезда.
Море работы…
В кратчайшие сроки к ремонтно-реставрационным работам приступила московская компания «АРС-Центр». Работы предстояло много. Сначала проверили состояние каменных опор моста. Для этого их окопали на 3-4 метра вглубь. Выяснилось, что несущие опоры только снаружи из кирпича, а внутри они заполнены каменными валунами.
При обследовании состояния бетонной монолитной плиты пришли к выводу, что её нужно менять: старинные опоры могут не выдержать. Чугунные опоры износились на 80%.
27 июля 2009 года на выездном заседании архитектурного совета при губернаторе строители представили убедительные схемы обоснования реконструкции моста. Как показали результаты исследований, мост находился в аварийном состоянии. Предстояло сделать очень много: полностью заменить плиту дорожного покрытия, пришедшую в негодность кирпичную кладку, усилить фундаменты и опоры. Согласие руководства было получено. Калужские власти и лично губернатор Анатолий Артамонов обратились к председателю правительства Владимиру Путину – и средства на ремонт – 680 миллионов – были изысканы.
122 на 22
Московская фирма «Имидис» начала проводить на месте топографическую съемку. Их сотрудники занялись разборкой старых строительных лесов и установкой новых. Москвичи из ООО «СМК-Фасад» монтировали их, чтобы приступить к исследованию памятника. Архитектор Елена Сухова обмерила мост вдоль и поперек: его длина составляет 122 м, а максимальная высота – 22 м.
Серьезной задачей стало пробуривание опор и соединение их крест-накрест специальными «шинами». Одновременно производилась замена обветшавшей кирпичной составляющей и многих несущих конструкций. Затем приступили к снятию (распиливанию) основного дорожного полотна. 19 октября 2009 года распилили и убрали последний блок старого железобетонного полотна 1975 года. При помощи 160-тонного крана рабочие за 10 дней полностью сняли проезжую часть. Согласно графику, работы по восстановлению Каменного моста должны были завершиться к 15 декабря. Но вмешалась погода – начались сильные морозы.
Первый пошёл!
23 и 24 декабря 2009 года проходила заливка бетонной плиты. Для этого смонтировали специальный «шатёр» для рабочих и поддержания плюсовой температуры внутри. Технологии предусматривали специальную марку бетона и около 30 часов работы. Компанией-подрядчиком стала фирма «Виталан».
24 декабря на затвердевший бетон центрального пролёта реставрируемого Каменного моста ступила нога первого калужанина. Бетонирование пешеходных проходов и высоких отбойников продолжалось ещё 6 января 2010 года. Кстати, основную бетонную массу в центральный пролёт уложили за 21,5 часа вместо расчетных 30. Работы осуществила усиленная бригада московской фирмы «Таганка-мост».
Потом начались работы по наведению троллейбусных линий, освещению и первичному асфальтированию (основное покрытие смесью ЩМА проводилось с 18 по 28 мая).
Открытие Каменного моста стало настоящим праздником для горожан, оно состоялось 16 февраля 2010 года. В этом мероприятии приняли участие председатель Государственной Думы Борис Грызлов, губернатор Анатолий Артамонов, Городской Голова Николай Любимов, Максим Акимов и лидер областного отделения партии «Единая Россия» Вячеслав Дубровин.
После освящения моста они перерезали красную ленточку, и затем по мосту проехали конная тройка, всадники и первый троллейбус со школьниками.
Стоит упомянуть, что руководитель компании «АРС-Центр» Вячеслав Альбертович Киселёв (скоропостижно скончался 06.02.2011) получил особую награду из рук Бориса Грызлова – золотые часы Государственной Думы.
Валерий Продувнов