Именно так называла балет Фаина Раневская, подразумевая, что под этим зрелищным видом сценического искусства кроется изнурительная и тяжёлая работа артистов, воплощённая в спектакле из музыкально-хореографических образов.
Первое балетное представление в России состоялось на Масленицу 1672 года при дворе царя Алексея Михайловича в Преображенском.
В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус, которому суждено было стать колыбелью русского балета. Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место. Основоположником русского балетного искусства стал Жан Батист Ланде, ставший первым танцмейстером в корпусе.
Вскоре Ланде открыл первую в России школу балетного танца, ныне – Академия русского балета имени А. Я. Вагановой.
Сегодня это далеко не единственное учебное заведение в нашей стране, где можно научиться балетному искусству. Но тем, кто хочет связать свою жизнь с профессией балерины или танцора балета, нужно задумываться об этом ещё совсем в юном возрасте.
В 9-11 лет дети уже могут поступить в профессиональное балетное училище, где их ждут серьёзные физические нагрузки.
Важно помнить, что если ребёнок не начал заниматься балетом до 10-12 лет, его путь может лежать только в народный или эстрадный танец.
Как не упустить шанс попасть в большой балет из Калуги, если у вашего ребёнка есть задатки и желание связать свою жизнь именно с этим видом искусства? Что самое сложное в профессиональном балете?
Об этом и не только читателям «Калужской недели» рассказала прима-балерина Большого театра Евгения Образцова.
Евгения Образцова родилась в Ленинграде (Санкт-Петербурге). В 2002 году окончила Академию русского балета им. А. Я. Вагановой (класс М. Васильевой) и была принята в труппу Мариинского театра. Среди её педагогов были также Л. Софронова и И. Зубковская.
В 2012 году перешла в труппу Большого театра, где в первый год работала с Людмилой Семенякой. Репетировала под руководством Светланы Адырхаевой.
В настоящее время её педагогом-репетитором является Надежда Грачёва.
Снималась в фильмах «Красотки» (художественный фильм, режиссёр Седрик Клапиш, Франция, 2005 г.); «Ballerina» (документальный фильм, посвящённый балеринам Мариинского театра, режиссёр Бертран Норман).
Заслуженная артистка России (2016), лауреат премии «Золотая маска» (2007).
В 2017 году её муж, скульптор Андрей Коробцов, на калужской площади Старый Торг воплотил идею Андрея Кончаловского, изваяв образ Ивана III в бронзе.
– Евгения Викторовна, есть ли шанс у детей, живущих в нашем городе, попасть в большой балет?
– К сожалению, достичь больших высот в профессиональном балете, учась в Калуге, невозможно. Как, впрочем, и в любом другом небольшом городе, не имеющем своего высшего театрального учебного заведения. Поэтому нужно ехать в большие города и учиться там.
Понимаете, между любительским и профессиональным балетом большая разница. Можно заниматься в чудесном кружке и попасть к чудесным педагогам, но на каком-то этапе этого уже будет недостаточно. Поэтому в подобных случаях нужно ехать в столицу, или, если говорить о нестоличных городах, в «балетную Мекку» – Пермь или в Уфу. Там неплохие школы балета.
Но всё-таки начать лучше с Санкт-Петербурга и Москвы, где лучшие школы. Это было, есть и будет. Поэтому если у ребёнка есть задатки и желание, то рано или поздно придётся уехать, поселиться в интернате и учиться, чтобы по-настоящему овладеть этой профессией и быть незаурядным артистом.
– Что самое сложное в вашей профессии?
– Во-первых, самоотверженность. Надо понимать, что, отдавая ребёнка в балет, вы должны в нём воспитать чувство того, что эта профессия должна быть для него на первом месте. Что всё остальное, что будет происходить в его жизни, это важно и прекрасно, но служить балету сложно. Нужно уметь пожертвовать очень многим и на очень многом сосредоточиться. То есть поверхностно подойти не получится – будет не совсем то, чего бы вы хотели.
Сейчас я говорю о балете исключительно как о карьере, как о том пути, который ты выбираешь, чтобы достичь определённых целей: танцевать любимые партии, исполнять их на мировых сценах, быть признанным артистом и никогда не переставать работать над собой. И если преследовать именно такую цель, необходимо взрастить в ребёнке эти качества и понимать, что ему придётся очень рано проститься с детством и начать думать как взрослый.
– Продолжите фразу: «Высшая награда для балерины – это…»
– Сюда можно вложить многое: и отсутствие травм, и признание публики, и все те роли и партии, а также площадки мира, о которых мечтала.
Можно вложить многое… Но я думаю, что успешная карьера – это отсутствие травм и понимание того места, где ты работаешь. Поэтому продолжу так: «когда тебя понимает и любит твой собственный театр».
– Что бы вы хотели пожелать тем, кто хочет выбрать балет в качестве своей профессиональной деятельности?
– Прежде хорошо подумать. Взвесить все «за» и «против». Понять, что попадая в мир балета, вы попадаете в мир каторги. И с этой каторгой вам жить ближайшие годы.
И если вы на это готовы ради признания публики, ради собственного понимания, что вы чего-то достигли именно в этой профессии, её надо полюбить. Полюбить её, а потом уже взвесить, насколько вы сильны и готовы очень трудно и тяжело работать в ближайшее время: лет так двадцать, а то и больше.
Беседовал Кирилл ГИЗЕТДИНОВ