Как исторические танцы стали популярными в Калуге
Дамы в струящихся длинных платьях с мужчинами во фраках кружатся по залу. Веера, перчатки, высокие причёски мелькают тут и там. На секунду кажется, что где-то открылся портал во времени. На самом же деле здесь проходит очередной бал.
«Кружите меня, кружите»
Исторические танцы в Калуге с легкой руки Натальи Чаадаевой появились в 2012 году. В городе четыре клуба, два из них находятся в Городском досуговом центре (ГДЦ).
– Девять лет назад мы первый раз съездили на бал в Обнинск. Это были неформальные танцы ролевиков, такие сейчас уже и не проводятся, – говорит Наталья Чаадаева, руководитель клуба «Хрустальный замок». – Мне так понравилось, что я стала искать танцоров в Калуге. Оказалось, что в нашем старинном городе нет этого направления. И мы с моим другом начали заниматься здесь танцами. У нас появилась первая маленькая группа энтузиастов. Продолжалось это недолго. Мой друг решил поставить танцы на коммерческую основу, а я с мужем продолжила бывать в Обнинске, занималась самообучением. Затем мы стали ездить в другие клубы, в другие города.
В итоге Наталье в ГДЦ предоставили помещение под клуб исторических танцев. Занятия здесь проводятся бесплатно.
– Осенью мы поставили бал, чтобы у людей была мотивация заниматься, – рассказывает Наталья. – Это был настоящий взрыв интереса. На нас стали выходить различные организации, которые занимаются реконструкцией, вплоть до ансамбля старинной музыки.
Без возрастных ограничений
Особенность исторических танцев в том, что они доступны в любом возрасте – и в пять, и в 105 лет. Для них не требуется какой-то особенной пластики, гибкости, физической подготовки, главное здесь – желание.
– Эти танцы не рассчитаны на то, что ты выйдешь на сцену и на тебя будут все смотреть. Есть очень степенные танцы, например па-де-грас, или быстрые – ирландская полька. От нас ответвилось отделение, в котором занимаются очень взрослые люди, самому старшему из них 75 лет. Там проходят соответствующие тематические вечера. У нас же самому юному участнику бала от силы годика два. Малыш был просто в восторге, когда его поставили в хоровод.
«Стоят девчонки»
Заниматься историческими танцами приходит примерно одинаковое число женщин и мужчин. Но традиционно дам на балах бывает больше, чем кавалеров. Женщины легче на подъём, у них всегда есть стимул – выгулять красивое платье, пообщаться с подругами.
– Забавные бывают случаи. На одном из балов кавалеры во фраках ходили и, как в магазине, выбирали себе дам. Дамы смотрели на них с надеждой, махая веерами, пытаясь завлечь. А кавалеры вальяжно прогуливались. Бывали случаи, когда из 20 танцев каждая девушка исполнила максимум пять. Это при том, что мы ехали на танцы за тридевять земель.
На некоторых балах даже вводят ограничения – пускают дам только в парах с кавалерами или на каждого кавалера может приходиться максимум пять дам.
С одной стороны, мужчинам можно только позавидовать. Они имеют возможность каждый танец выбирать себе новую партнёршу. И ведь есть из чего выбрать.
– Умные, молодые, романтичные девчонки приходят на балы, – говорит Наталья.
С другой стороны, обилие стольких красавиц не даёт мужчинам возможности филонить – посидеть в уголку с друзьями.
– Кавалеры пашут на балах. Будет дурным тоном, если при наличии большого числа дам они станут пропускать танцы, – отмечает Наталья.
Встречают по одёжке
Заниматься историческими танцами – дорогое удовольствие. Стоимость дамского вечернего туалета может доходить до нескольких десятков тысяч рублей.
– Новичкам мы помогаем, даём свои платья на выездные балы. У нас есть клубные фраки. Вообще, им всегда идём навстречу. Они могут прийти на бал в стилизованном длинном платье, чтобы посмотреть, а нужно ли им вообще всё это, готовы ли они в это вкладываться, – говорит Наталья.
Сама Наталья начинала с ролевых балов, где не придирались к платьям. Теперь же она и члены клуба бывают на изысканных вечерах. Например, в Измайловский дворец только вход на бал стоит 2500 рублей. В какую сумму обходятся наряды, можно только догадываться.
– Наименее затратные платья – в стиле ампир. А вот для воплощения одежды эпохи кринолина может потребоваться и 15, и 20, и 30 тысяч рублей, – рассказывает она. – Балы бывают самые разные, например реконструкторские. И там очень важны детали, вплоть до панталон. Конечно, очень многое зависит от самого танцора, если он захочет веер из слоновой кости, то это ему будет очень дорого стоить.
Чем дольше люди занимаются историческими танцами, тем сложнее становятся их наряды, тем требовательнее они относятся к танцам.
Так, Наталья в Калугу на мастер-класс стала приглашать постановщика, отвечающего за танцы для исторических сериалов.
– Мне интересно погружаться в эпоху, хочется большей техничности, точности исполнения, – говорит Наталья.
– Что вас мотивирует заниматься историческими танцами на протяжении стольких лет?
– Это такой волшебный мир, в который можно убежать от всех проблем, переключиться. Становится легко и хорошо. В Калуге сейчас несколько клубов, и я этому очень рада. Теперь точно знаю, что исторические танцы в городе не умрут. К тому же у меня есть мечта – очень хочу попасть в главный бальный зал, сейчас здесь находится Калужский филиал Московского колледжа железнодорожного транспорта.
Елена Французова