На языке кимбунду это слово означает «вечеринка, праздник»
Социальными танцами принято называть категорию танцевальных стилей разных народов мира, которыми занимаются преимущественно не для соревнований, а в качестве досуга и обмена положительными эмоциями между партнёрами. Большинство социальных танцев парные, а при их исполнении часто практикуется обмен партнёрами.
В отличие, например, от бальных танцев, здесь нет длинных и сложных схем. Зачастую это импровизация, в которой огромное значение приобретает ведение партнёрши.
Одним из таких танцев стала зародившаяся в Луанде кизомба. Подробнее о кизомбе, музыке, под которую её танцуют, требованиям к одежде и обуви для «африканского праздника» и многом другом читателям «Калужской недели» рассказали преподаватели социальных танцев – Александр Большаков и Елена Кочанова.
ЭНЕРГИЯ БУРЛИТ ВНУТРИ
– Что такое «кизомба»? В чём отличие её от других танцев?
А.Б.: – Кизомба – это парный танец, пришедший к нам из Анголы (Южная Африка). Её иногда называют африканским танго, так как есть некоторые элементы, схожие с аргентинским танго.
И, например, если сальса и бачата более энергичны и их энергия выплескивается наружу, то кизомба – это танец, в котором энергия сконцентрирована внутри пары.
Е.К.: – Как-то я проводила аналогию с тем, что партнёр и партнёрша – это частицы, которые вращаются вокруг ядра. Поэтому вся энергетика бурлит внутри.
– Какая музыка выступает в качестве аккомпанемента кизомбы?
А.Б.: – Родоначальник музыки кизомбы – Эдуардо Паим. Сейчас есть очень много не только конкретных исполнителей, но и групп, пишущих музыку к этому танцу. Одни из моих любимых исполнителей – Badoxa и C4 Pedro.
Главное в музыке кизомбы – то, что под нее хочется пританцовывать, а не просто стоять и слушать. Она очень разная – есть насыщенная битами и ударными, есть легкая и мелодичная инструментальная или с красивым вокальным сопровождением.
– Какие требования предъявляются к одежде и обуви?
Е.К.: – В первую очередь, они должны быть комфортными и удобными, не стеснять движения. Хорошо, чтобы у обуви была легко гнущаяся подошва – это даёт стопе работать. Поэтому массивная обувь или на высокой платформе будет неудобна. Стопа должна надежно фиксироваться обувью, так что шлёпки и балетки не подойдут — они будут соскакивать с ног. Для начала вполне хороши лёгкие кроссовки или кеды.
– Что отличает профессионального танцора кизомбы?
А.Б.: – Танцующего профи на танцполе видно сразу, вы не ошибетесь. А если серьезно, то превыше всего – правила этикета. Танцор должен выглядеть опрятно, аккуратно, быть в чистой одежде.
Е.К.: – Кроме того, профессионал в танце и профессионал в его преподавании – это совершенно разные люди.
ТАНЦУЮТ ВСЕ!
– Можно сказать, что кизомба – это танец, доступный каждому?
А.Б.: – Да. Если у вас нет медицинских ограничений по двигательной активности, то при желании кизомбу может освоить каждый.
– Как она появилась в вашей жизни?
А.Б.: – Я занимаюсь социальными танцами семь лет. Начинал с сальсы и бачаты. Потом танцевал аргентинское танго, а с него перешёл в кизомбу. Её я стал осваивать как самоучка. Кизомба меня привлекла тем, что требует постоянной взаимосвязи с партнёршей. И уже три года я большую часть времени отдаю этому танцу.
Е.К.: – Мое знакомство с социальными танцами тоже началось с сальсы и бачаты, о кизомбе я даже не слышала. Мне предложили поучаствовать в съёмках танцевального флэшмоба по кизомбе, я согласилась и пропала в этом танце. Он подарил ощущение потока и постоянного взаимодействия.
– Много ли людей увлечены этим танцем?
А.Б.: – По миру кизомбой увлечены очень многие. Но если брать Калугу, то это скорее единичные случаи.
Е.К.: – Да, многое зависит от масштаба города. Разумеется, в больших городах людей, увлечённых кизомбой, гораздо больше.
В Калуге же она появилась сравнительно недавно: где-то три-четыре года назад. Поэтому о кизомбе у нас известно гораздо меньше, чем о той же бачате или сальсе. Но, например, в Москве недавно проходил крупный фестиваль по кизомбе, на котором присутствовало около трехсот человек. А на фестивале в Санкт-Петербурге было, наверное, под пятьсот человек не только из России, но и из стран Европы.
ОСВАИВАЕМ ТЕХНИКУ И РАЗВИВАЕМ НАВЫКИ
– Какие условия необходимы для тренировок?
А.Б.: – Хорошо, когда есть просторный зал с зеркалом, чтобы люди имели возможность посмотреть на себя со стороны.
Е.К.: – Но занятия проводятся и на открытом воздухе. Те же оупен-эйры. Для кизомбы подойдёт любое место, куда можно взять переносные колонки и включить музыку. Летом её можно станцевать в парке. А ввиду того, что этот танец достаточно компактный, то даже дома, если у вас есть квадрат полтора на полтора метра свободного пространства.
– Сколько времени должна занимать тренировка, чтобы совершенствоваться, не утомляясь?
А.Б.: – Всё это очень индивидуально. Например, мы с Еленой – люди увлечённые, поэтому можем танцевать кизомбу от трёх до пяти часов в сутки. А на больших фестивалях иногда и часов по девять выходило. Для начинающих мы делаем часовые занятия, чтобы не перегружать оперативную память.
– Какие навыки помогает развить этот танец?
А.Б.: – Партнер в кизомбе ведёт партнёршу за собой, что происходит у нас и в повседневной жизни. Партнерша же следует за ведущим ее партнером. Поэтому, можно сказать, что танец помогает научиться бережному и внимательному отношению друг к другу и наладить взаимоотношения с противоположным полом.
Е.К.: – С точки зрения психологии, в танце мы развиваем своё тело, учимся его контролировать. И, следовательно, становимся более уверенными по жизни. По крайней мере, для меня это именно так.
– Кто больше идёт заниматься танцами: мужчины или женщины?
Е.К.: – Конечно, женщины. Мужчин у нас дефицит. Почему-то в нашей стране мужчины не танцуют. А тех, кто танцует, воспринимают как-то не так.
А.Б.: – А ведь ещё сто лет назад считалось зазорным, если выпускник военный академии не умел танцевать на балу. Сейчас же всё наоборот.
НЕ СОРЕВНУЕМСЯ, А ОТДЫХАЕМ
– Это больше хобби или соревнование?
Е.К.: – Основная идея танца не в соревновании, а просто в хорошем времяпровождении после трудового дня. Правда, иногда могут проводиться танцевальные баттлы. Но и они носят скорее игровой, а не соревновательный характер.
– Что интереснее: наблюдать, как танцуют кизомбу, или танцевать самому?
А.Б.: – Однозначно танцевать.
– Что бы вы хотели сказать тем, что решил заняться кизомбой?
Е.К.: – Не откладывайте, чтобы потом не жалеть. Идите и танцуйте прямо сейчас!
Беседовал Кирилл ГИЗЕТДИНОВ