По проекту он назывался «Дом Советов», запомнился как обком КПСС, позднее — областная администрация, а в просторечии — «Белый дом». К нему не водят туристов, его изображения не найти на открытках с видами Калуги, его не упомянут, когда речь зайдет о памятниках архитектуры. А между тем это выдающийся объект позднего модернизма, которым наряду со зданием музея истории космонавтики можно и нужно гордиться. И сохранять — как воплощение идей творцов конкретной исторической эпохи.
«Белый дом» удивителен тем, что находится в самом центре города, в окружении старинных памятников архитектуры, но при этом вряд ли можно сказать, что он противоречит облику главной площади. Наоборот, он собой и сформировал центральную площадь, сделав ее запоминающейся, удачно осовременив старую Калугу.
Планов громадьё
В 70-х годах формирование нового административного центра в городе стало объективной необходимостью. Этим занялся НИИ экспериментального проектирования спортивных сооружений им. Бориса Мезенцева. Проект предусматривал не только строительство Дома Советов, но и застройку целого квартала, ограниченного улицами Набережной и Воробьевской, с обустройством речного фасада и большой экспланады, спускающейся к Оке.
Интересно, что доминирующая вертикаль колокольни Троицкого собора должна быть уравновешена высотной композицией новой многоэтажной гостиницы, благодаря этому ось Гостиных рядов становится главной композиционной осью центра. На ее пересечении с осью, соединяющей Троицкий собор и новую гостиницу, и ставится Дом советов, а перед ним формируется главная площадь города с памятником Ленину и трибунами для проведения демонстраций — с учетом идеологических пожеланий тогдашних властей. К реке площадь открывается двумя широкими улицами.
Для реализации этого плана необходимо было снести все старые строения на улицах Красная Гора, Ленина, Революции, Набережной (как говорилось в решении Калужского облисполкома), чтобы освободить под строительство участок площадью 56 га на пл. Ленина, 1.
С «планов громадьем» советские строители справились, но не до конца. Старые дома снесли, а из всего проекта удалось осуществить только здание Дома Советов, объединившего в себе обком и облисполком.
Плеяда Мезенцева
Строительство велось по индивидуальному проекту, разработанному опытными проектировщиками, поколением первых послевоенных выпускников МАрхИ (тогда МАИ).
Прославленный институт, наследник ещё «команды Дворца Советов», тогда возглавлял выдающийся советский архитектор Евгений Розанов, бывший однокурсник Бориса Мезенцева. Плеяда зодчих ЦНИИЭП уже делала проекты административных зданий для других городов на рубеже 70-х — начале 80-х, например, в Туле, Ярославле. Кроме этого у них уже был богатейший практический опыт по восстановлению среднеазиатских городов после землетрясения — по сути, они строили города с нуля. Неудивительно, что в проектах городских ансамблей, которые вышли из-под их карандаша, можно обнаружить пересекающиеся мотивы.
Логическая простота, функциональная целесообразность, естественность формообразования, учет контекста среды и последних достижений архитектуры и градостроительства — вот что комплексно должно было определять решение Дома Советов.
В своей работе архитекторы были устремлены на творческий поиск, который Борис Сергеевич считал «самым сложным, самым сокровенным в жизни художника. Здесь аккумулируется все: дань уважения к прошлому, умение предвосхитить будущее, наконец, самое сложное — способность увидеть произведение в завершенном виде. Увидеть самому, посмотреть глазами современников и попытаться почувствовать воздействие своего создания на потомков».
Новое здание авторства архитекторов ЦНИИЭП А. Зарицкого, В. Шестопалова, М. Фенштейна заняло свое место уверенно, но тонко и деликатно благодаря тому, что изначально было филигранно спропорционировано по отношению к окружающей среде.
В сложном архитектурном контексте
Сегодня посадка здания обкома на том месте, где он находится, кажется органичной. Хотя городская ткань была сильно трансформирована. Авторы оставили в неприкосновенности сложившийся к середине ХIХ века комплекс административно-культовых построек. Троицкий собор остался в центре парка, с трех сторон окруженный корпусами Присутственных мест, образующих сложную пространственную группу.
Новый административный центр города развивается восточнее, на месте бывшей торговой площади. Его ядро — «призма из стекла и бетона» с двумя внутренними двориками — поставлено на бровке холма и замыкает юго-западную часть площади Ленина. Сделать площадь из улицы на месте снесенных домов оказалось непросто — пришлось подсыпать грунт, выравнивать, поэтому здание имеет разную этажность.
В результате строительства Дома Советов Калуга получила центральную площадь с главным зданием города, олицетворяющим верховную власть, но немаловажным результатом этих преобразований стало то, что Гостиные ряды зазвучали по-другому. Вновь созданная площадь стала эдаким подносом, на котором подают «венецианский торт» — старинное здание торговых рядов. Своеобразный «разговор» двух зданий виден даже в том, как периптер пилонов вторит арочному ритму Гостиных рядов.
Дом Советов и Гостиные ряды разделены во времени двумя столетиями, оба они — монументальные и своеобразные, долгострои своего времени. Со ступенек южных ворот Гостиных рядов полностью видишь здание на площади, причем оно не зажато слева и справа, но и не смотрится одиноко, не «выглядывает» из окружающего ландшафта, в отличие от тульского «собрата», где никакого «разговора» новое здание не создало, окружающая застройка оставляет впечатление незавершенности и недосказанности.
Здание служит идеальным примером советского модернизма — мощное и монументальное, оно не перетягивает на себя «одеяло» и не выделяется из сложного архитектурного контекста. И все же, несмотря на современность архитектуры конца ХХ века, здание обкома связано канонами классической традиции.
Не навреди
Здание калужского обкома в сравнении с тульским, более «барочным», строгое, даже аскетичное. И тем не менее в нем есть детали, вглядываясь в которые понимаешь, что все подчинено главному смыслу — строительство в исторической среде не должно нарушить ее структуры и образного строя, а призвано развивать и усиливать их.
Например, фойе по принципу второго света — высота стен в два этажа не разделена внутренними перекрытиями, делая его помпезным, величественным и одновременно воздушным.
Одно из самых эффектных зданий в стиле советского модернизма сохранило главную примету стиля — фасадное остекление.
Здание отличают чистые формы, в этом проявляется исконная античность модернизма. Сделать строго и правильно — гораздо сложнее, чем снабдить свое творение массой декоративных деталей. Недаром говорят, что архитекторы прячут свои ошибки под плющом.
У нас немного пренебрежительное отношение к зданиям, которые ассоциируются с властью, хотя, по сути, обком КПСС — Присутственные места советской Калуги. Оказавшись в градостроительном фокусе планировки города (на новой площади по оси Троицкого собора), главное здание города сформировало сразу два центра: духовный (музей истории космонавтики и могила К. Э. Циолковского) и административный (площадь Ленина, ныне Старый Торг).
Наверняка в планах градостроителей было продолжение грандиозных замыслов, рассчитанных на 1986–1987 годы, но началась перестройка. С уверенностью можно сказать, что, если бы сделали речной фасад с террасами и соединились с набережной Оки, сегодня, несомненно, это стало бы мощным драйвером для развития прибрежной части города.
Чем для нас ценна эта архитектура? Красота здесь в чистоте решений. В распоряжении архитекторов-модернистов не было чрезмерного набора декоративных черт, они ничего не стилизовали — перед ними стояла задача строить совершенно новое, непохожее на архитектуру прошлого, но при этом «влиться» в исторические ансамбли своими объектами, которые сегодня сами уже стали классикой. Это архитектура времени, когда, несмотря ни на что и вопреки всему, у архитекторов были полностью развязаны руки. Можно было использовать материалы, инженерные решения, которые сегодня немыслимы. Советская архитектура той поры по стилю, по уровню, по используемым решениям превосходила даже западную. Это было время, когда планы строили на развитие. Тогда, в начале 80-х, ничто не предвещало, что вскоре все так стремительно будет меняться. Все ожидали золотой век, а оказалось, что время ожидания —
это он и был.
«На фасаде здания обращает на себя внимание сам ритм пилястр — все они ровные, а угловые — повернуты вокруг своей оси. Это очень красиво и смело — по исполнению здание перекликается с Дворцом Съездов в Москве. Для того времени повернуть таким образом пилястру в статусном здании — несомненно, жест архитектурного комильфо.
По поводу строительных материалов — добывать те или иные строительные и отделочные материалы было задачей начальника управления капитального строительства, который объездил всю страну. Так появился в Калуге светлый крымский отделочный камень из Инкермана — прочный, податливый в обработке, морозостойкий. Белый камень, добываемый в Крыму, до сих пор ценится во всей стране. Именно он использован в облицовке здания правительства Севастополя».
«В проекте мы видим, что над главным залом здания был прямоугольный объем. Купольная конструкция появилась над ним лишь в процессе строительства. Причем снаружи купол не бросается в глаза, зато в зале потолок сложный, как в храме. Этим он сродни классическому зданию сената в московском Кремле, работы Матвея Казакова, ученика Петра Никитина.
Купольная конструкция потолка над залом, где происходят значимые действа и принимаются важные нормативные акты, придает зданию столичность и величие. Можно сказать, что купол делает здание сенатом в академическом, римском понимании и придаëт ему некую сакральность. Так он перекликается и с куполом Троицкого собора.
Купол имеет такую же принципиальную конструкцию, как на бывшем городском рынке, сданном в эксплуатацию несколькими годами ранее обкома.
Оболочка купола, которая собиралась из лепестков, разработана выдающимся инженером-конструктором Нодаром Канчели.
Появление в конструкции здания этого незапланированного элемента говорит о том, что обком собирался, подобно пазлу, на основе общего проекта — применялись разные материалы и решения. Возможно, поняли, что перекрыть напрямую будет сложнее — не такое «чистое решение», придется использовать большие ригели. А вот сделать безбалочную «скорлупу» — это практичнее, изящнее, она сама себя несëт. Интересно, что два купола одной конструкции — Дома Советов и бывшего рынка — совершенно по-разному читались. Там — оболочка была собственно и формой. Здесь купол — важная, но всего лишь деталь, навершие, архитектурная изюминка».
«К позднесоветскому наследию порой какое-то стыдливое отношение, как к чему-то утилитарному или просто «совковому».
Но это крайне примитивное восприятие, с которым надо работать. Советский модернизм — это не только массовое строительство, как многим подчас кажется, а полноценный большой стиль. Это триумф космоса и инженерной мысли, пространственной свободы и художественной смелости. Многие его ключевые объекты очень индивидуальны и определяют облик наших городов.
Записала Ольга КОНОВАЛОВА, фото Антона Забродского и из группы «Старая Калуга» в «ВК»