Калужская драма продолжает «ломать» комедию
Накануне 60-летия первого полета человека в космос в репертуаре драматического театра появились итальянские страсти в двух действиях в постановке Дмитрия Бурханкина.
Загадка
А в это время в Ярославском театре имени Волкова состоялась премьера спектакля «Циолковский» (автор пьесы и режиссер Борис Павлович) – о жизни великого русского ученого, который, несмотря на глухоту, бедность, непонимание коллегами его идей, насмешки земляков, всю жизнь упорно шел к цели. Афиша сообщает, что спектакль основан на реальных событиях (в его основу легла переписка Циолковского) и рассказывает об одном дне из жизни калужского гения. О спектакле уже раструбили «Коммерсант», «Российская газета», ТАСС и другие ведущие отечественные СМИ.
По мнению Бориса Павловича, спектакль о космосе должен был родиться в городе, где возникает желание и возможность смотреть на звезды, а космос может поселиться в душе. Почему же Павлович выбрал для этого Ярославль, а не Калугу? Загадка!
Между колыбелью космонавтики и родиной Валентины Терешковой немало общего. Например, в Ярославском театральном учились некоторые ведущие артисты Калужской драмы. А актёр, режиссёр и театральный педагог Владимир Кириллов поставил в Калуге несколько популярных комедий, идущих по сей день. Кстати, Кириллов играл в ярославских «Кьоджинских перепалках». Этот спектакль, появившийся в 2003 году, был очень популярен, и его можно посмотреть на YouTube.
Перепалки
При посещении театра выбор спектакля обычно определяется либо пьесой, либо актёрами, либо любопытной аннотацией, либо именем постановщика. Тут дело понятное – премьера! Однако неодолимое желание увидеть «Кьоджинские перепалки» вызвала прежде всего фигура режиссёра.
Дмитрий Бурханкин, 45 лет от роду, хорошо известен театральной публике. В Калуге он появился уже сложившимся режиссёром, лауреатом Международного фестиваля современной драматургии им. А. Вампилова за спектакль «Божьи коровки возвращаются на землю». А в Калужской драме особенно неординарными стали его работы на малой сцене. За научно-фантастический комикс «Отчаянные мечтатели» по повести Константина Эдуардовича Циолковского «Вне Земли», поставленный в 2018 году, режиссер получил диплом лауреата от регионального министерства культуры. Любопытны в его версии «Весы» Евгения Гришковца. А «Письма любви» по Альберту Герни с несравненными Михаилом Пахоменко и Тамарой Глеклер надо смотреть как минимум дважды, поскольку размещение зрителей – уже неординарная режиссура! Высоко оценили и зрители, и критики его вольный пересказ комедии Бернарда Шоу «Пигмалион» – это уже на большой сцене. И совсем недавно любителей детективов Дмитрий Викторович порадовал «Восемью любящими женщинами» Робера Тома.
И тут вдруг «Кьоджинские перепалки» – не самая ходовая пьеса Гольдони. Видимо, режиссёр что-то необычное разглядел в покрытой пылью веков комедии? К комедиям, кстати, режиссер питает особое чувство. Но что может быть общего у сухопутных калужан с сумасшедшими, страстными морскими итальянскими рыбаками и рыбачками, живущими у самого синего моря? Чем может заинтересовать земляков Циолковского незамысловатая комедия, популярная в 1761-м, где всё действие построено на взаимоотношениях двух семей, живущих по соседству, беспрестанно ссорящихся, скандалящих и дерущихся без особого повода? На что режиссёр намекает? Так размышлял я, собираясь в Его Величество Театр.
Смех сквозь слёзы
Почти весь спектакль на сцене буйствовала бесконечная неразбериха. Крики, сплетни, склоки, перебранки, потасовки, драки (отдельный респект постановщику сценических боёв Владимиру Прудникову) – два с половиной часа актёры отрывались по полной, пытаясь изображать итальянцев. Публика в основном оживлялась лишь во время появления Изидора – помощника уголовного судьи, которого упоенно-гротескно (собственно, как ему это свойственно и во всех других спектаклях) изображал Игорь Кумицкий, порой вольно трактуя текст Гольдони. Как только он появлялся на сцене, публика начинала покатываться со смеху, уже не обращая внимания ни на других персонажей, ни на сюжет. Это доставляло несомненное удовольствие актёру, и он старался угодить зрителям пуще прежнего.
И тут опять на ум приходило невольное сравнение с ярославской «Кьоджинской неразберихой». В том легендарном спектакле, продержавшемся в репертуаре более 15 лет, зрителей на протяжении всего действа развлекал бесподобный Валерий Кириллов – в роли рыбака Падроно Фортунато. А Игорь Кумицкий учился в Ярославле у Валерия Юрьевича. И играет во всех его калужских постановках. Так дай же Бог не меньше продержаться и калужско-итальянским страстям! И на то есть основания. Калужская публика, воспитанная на таких живописных комедиях, как «За двумя зайцами», «Иван Васильевич: назад в будущее», «Играем в дружную семью», «Примадонны, или Шоу продолжается», и поклонники творчества Игоря Кумицкого (дай Бог им здоровья!) с нескрываемым восторгом долго аплодировали стоя, дарили цветы артистам и расходились в приподнятом настроении, мечтательно вздыхая: «Больше комедий! Хороших и разных!»
Что ищет он в краю далёком…
А я так и не понял, почему же в канун 60-летия первого полёта человека в космос в Калуге поставили именно итальянские страсти? Почему в Ярославле зрители будут говорить о философии космоса на театральном языке, погружаться в завораживающую притчу, а калужане – наблюдать, как бабы и девки темпераментно ругаются, их мужики-рыбаки страстно дерутся, бездельники заигрывают с девушками, а девушки ищут женихов. Почему?
Вот Борис Павлович, имея в виду репертуар, считает, что «Театр интересуют фигуры драматические, а еще лучше – трагические, где максимально присутствуют натяжение, невозможность, конфликты, непримиримое внутреннее противоречие».
А что думает по этому поводу Дмитрий Бурханкин? По неофициальным данным, Дмитрий Викторович подал документы на замещение вакантной должности главного режиссёра Калужской драмы. Да-да! Место снова свободно. За семь лет после ухода из этого мира Александра Борисовича Плетнёва, прослужившего в должности главрежа 16 лет, сменилось несколько творческих личностей, призванных мыслить современно и стратегически. Дольше других задержался Владимир Хрущёв. Его же период на сегодняшний день и самый интересный. Теперь Владимир Геннадьевич творит в Орле.
P.S. Кстати, ещё одна любопытная деталь. Борис Павлович семь лет возглавлял кировский театр «На Спасской», сделав его одним из лучших в стране. Весьма талантливый калужский актер и режиссер, ученик А. Б. Плетнева, Константин Солдатов, начинавший в нашей драме, тоже работал главным режиссёром в Кирове, только в областном драматическом, недолго, но ярко. 15 марта Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Андрей Тарасенко представил Константина Владимировича коллективу Мирнинского театра в должности директора.
Александр ФАЛАЛЕЕВ