На днях прозвучала информация о том, что Общественный совет при Министерстве культуры РФ намерен самым внимательным образом проверить репертуар театров на предмет того, насколько они соответствуют «сохранению духовно-нравственных и патриотических ценностей». Поводом для этого послужил недавний скандал со спектаклем «Первый хлеб» в театре «Современник».
Подробно о спектакле рассказывать не буду, информацию о нем и видеофрагменты любой желающий может найти в интернете. Скажу лишь, что, по современным меркам, ничего необычного в нём нет. Бессвязный сюжет, актеры обильно используют ненормативную лексику, целующиеся геи на сцене. Одним словом, обычный джентельменский набор, который сплошь и рядом используют сегодня современные режиссеры и драматурги. К этому все уже привыкли и особо не возмущаются. Слава Богу, что нет ничего подобного в нашем, калужском драмтеатре.
Но, видимо, из-за чрезмерного желания словить хайп в «Современнике» немного перестарались. В одной из сцен спектакля героиня народной артистки Лии Ахеджаковой приходит пьяная на могилу к своему мужу, рядом с которым похоронен ветеран Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Здесь актриса матерится, высказывая в адрес ветерана всевозможные гадости.
У ряда общественных организаций данное «новаторство» вызвало глубокое возмущение, некоторые из них обратились в Генеральную прокуратору с заявлением, в котором отметили, что в спектакле содержится «оскорбление памяти ветеранов войны», «неприкрытая пропаганда однополой любви», «чрезмерно используется ненормативная лексика». Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин уже дал указание своим подчиненным изучить и дать оценку приведённым в обращении фактам. Одним словом, скандал разгорается. Либералы привычно закричали о «возвращении цензуры и гонении на деятелей культуры». Их оппоненты требуют от государства перестать «финансировать чернуху».
Лично я не хочу брать на себя смелость судить о художественных достоинствах подобных постановок или о ставшем сегодня модном «современном прочтении классики». Пусть это делают специалисты. Скажу лишь, что, может быть, в силу своей «дремучести» я не приемлю и не понимаю многое из того, что происходит сейчас в современном театре. Мне (как, наверное, и многим) не понятно, почему в спектаклях зрителям демонстрируют половой акт, справление естественных нужд, через слово ругаются матом и т. д. Если всё это и есть современное искусство, то тогда, простите, значит, я против современного искусства. Можете смело записывать меня в ретрограды. Но, ещё раз повторю, это моя личная точка зрения. В конце концов, меня никто не заставит силой смотреть эти «шедевры». Как говорится, и на этом спасибо.
Но проблема, на мой взгляд, гораздо глубже. Зачем вообще нужны постановки, в которых изначально заложен общественный или религиозный конфликт? Давайте вспомним, что искусство должно примирять и просвещать людей, а не разделять их.
Наши современные «мастера культуры» требуют, чтобы никто не смел оказывать на них давление. Согласен. Но, господа, коли вы требуете уважительного к себе отношения, отстаиваете право на собственное мнение, то и к другим относитесь так же. Зачем наклеивать на них ярлык «мракобесов», а себя выставлять «белыми и пушистыми». Я не призываю вводить цензуру. Но, очевидно, что нужно определить какие-то «красные линии допустимого». Покончить с практикой, когда, прикрываясь «творческой свободой», происходит издевательство над исторической памятью и чувствами людей.