Педагог Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» Елена Суханова вспоминает о чудесных школьных годах.
Моя родная школа – № 2. Директором в те годы был Михаил Фёдорович Колонтаев, сегодня учебное заведение носит его имя. Училась я хорошо, но больше всего любила школу за то, что каждый день там были мои замечательные ребята. Увидеть их, поговорить с ними, быть рядом – это было счастье. Сегодня психологи говорят о том, что в дружной команде, в группе, где тебя принимают, люди в разы результативнее. Мол, существует необъяснимая связь, благодаря которой энергия, энтузиазм, даже знания и понимание передаются, вдохновляют. Мы до сих пор дружим.
Всё ненужное – на слом, соберём металлолом!
– Помню, как в 4-м классе собирали металлолом. Было объявлено соревнование между отрядами, поэтому мы очень старались. Притащили из гаражей, которые были под горой километра за три от школы, старую машину, положили её в кучу на школьном дворе. Когда хозяин спохватился, где же его машина, было уже поздно. Как мы, четвероклассники, это сделали – разведали, собрались, дотащили?! Но тогда мы у старшеклассников выиграли! И получили награду – всем классом поехали в цирк в Москву.
Макулатуру тоже успешно собирали. Вдвоём или втроём ходили по квартирам, звонили в дверь: «Здравствуйте, у вас есть макулатура?» Кто-то выносил старые газеты и книги, кто-то раздражался… Мы верили, что делаем большое, важное дело.
Наши тимуровские дела порой напоминали сюжет «Ералаша». Представьте, к вам в квартиру заваливается толпа пионеров, человек 10–12, целое звено: «Не надо ли сходить в аптеку, магазин, прибраться, вытряхнуть коврики?» Позже, конечно, до меня дошло, отчего это «осчастливленные» ветераны с опаской поглядывали на резвых «помощников» и старались в квартиры нас не пускать.
Разгильдяев – не перековку!
– Меня назначили ответственной за успеваемость пяти ребят из параллельного класса и тех, кто был младше, – это называлось «скорая помощь». По решению совета дружины я должна была разгильдяев перевоспитать. Вернувшись из школы и подготовив свои уроки, я бежала по адресам или отлавливала «несознательных» на улице, чтобы заставить их, убедить, объяснить, а на деле – выучить уроки ещё и с ними. И тогда, и сейчас мне жаль потраченного времени – как говорится, в рай нельзя затащить… Но решение совета дружины не шутки: поручили – выполняй.
Вообще, объяснить решение задачи, дать списать, подсказать было делом совершенно естественным. Помню, на контрольных по математике я успевала решить ещё и другие варианты, помимо своего. Если это нетрудно – почему бы нет?
В нашу классную «летопись» вошла история о том, как Серёжка Сотсков, не выучив, читал наизусть стихотво-рение Маяковского «Партия и Ленин – близнецы-братья». Его товарищ Сашка Шмаков, сидя за партой, шептал строчку, а Серёжка, стоя рядом, ее повторял. И так всю поэму. Евгения Ивановна сказала строго: «Сотсков – 4. А если бы Шмаков не подсказывал, было бы 5». И весь класс сидел, будто никто не в курсе произошедшего. Зато как смеялись на перемене! Саша и Сережа дружат всю жизнь.
«Цыганочка» с улицы
– Сегодня, когда я вижу детей на конкурсе «Лучики надежды», понимаю, что это настоящие профессионалы. Они поют и танцуют так, что сердце замирает от восторга, удивления – как это возможно? И тем веселее вспоминать конкурсы художественной самодеятельности из нашего школьного детства. Конкурс объявлен – надо участвовать. Это же честь отряда! Что же придумать? Песня «Школьные годы чудесные» – это слишком банально. А что если станцевать «Цыганочку»? Не беда, что не умеем. И мы с одноклассницей Мариной Филатовой (теперь она учитель гимназии № 19) пришли в Дом пионеров, объяснили хореографу Маргарите Ивановне Курановой: «Хотим участвовать в конкурсе во 2-й школе и танцевать «Цыганочку». Хореограф показала движения, два раза мы потренировались на перемене – и вперёд, на сцену! Жюри было «потрясено» – утирали слёзы от смеха. Но за честь отряда мы – «всегда готов»!
Однажды в школе объявили фестиваль «15 республик – 15 сестер». В спортивном зале горело 15 «костров», которые изображали покрашенные красным цветом лампочки. Мы представляли республику Узбекистан: громко рассказывали о достижениях солнечной республики, читали стихи, пели практически по-узбекски и танцевали. В нашем исполнении узбекский народный танец сильно смахивал на лезгинку. Мы верили и до сих пор верим в дружбу народов СССР.
Весной вся школа выходила на игру «Зарница». Нужно было добыть флаг противника, стрелять по мишеням и, оказав первую помощь, тащить «раненых» в госпиталь.
Но самые замечательные воспоминания остались о том, как мы с ребятами катались на картонках с ледяной горки на Пуховском пруду. И дома появлялись, когда штаны превращались в ледышку.
Записала Ольга Коновалова