Электросамокаты стали одним из наиболее травмоопасных видов транспорта
Как только наступили тёплые, погожие дни, на улицах города появилось большое количество электросамокатов. Кикшеринг стал одним из самых модных увлечений, особенно среди молодежи. Мчать по дорожкам навстречу ветру, ощущая лёгкость и свободу, – особое удовольствие. Однако гонки на повышенных скоростях зачастую заканчиваются трагедией.
Сезон электросамокатов стартовал совсем недавно, а в регионе произошло уже несколько ДТП с их участием. Одно из резонансных происшествий – авария на Правобережье: 9 апреля две маленькие девочки попали под колеса «Ниссана Микра». Дети ехали по «зебре» вдвоём на одном самокате, что не допускается правилами дорожного движения. Водитель не успел затормозить. К счастью, они отделались лёгкими ушибами. Этот случай наглядно демонстрирует, что юные калужане не осведомлены о действующих нормах ПДД либо не хотят их соблюдать.
Вопрос о правилах вождения элетросамокатов в нашем городе стоит остро.
Крик души
По улицам города стало страшно ходить: того и гляди угодишь под колёса несущегося самокатчика. В правилах управления средствами индивидуальной мобильности (СИМ), конечно, сказано, что пешеход имеет приоритет перед самокатом, но на деле это не так. Идущим по тротуарам калужанам впору выдавать зеркала заднего вида, чтобы контролировать обстановку за спиной. Если захочешь перестроиться (шаг влево или вправо) – обязательно надо глянуть в зеркало, а лучше – «просигналить» рукой, что перестраиваешься. Смех смехом, а когда сзади несётся кусок металла с ездоком весом
70 кг со скоростью 25 км/ч, становится, мягко говоря, страшно. Понять ребят можно: аренда самоката поминутная, удовольствие недешёвое, надо успеть за короткое время накататься всласть, да и погонять на скорости – круто. Только, увы, не хватает у молодых людей понимания, что гонять надо не в центре города, где гуляют пожилые люди и женщины с маленькими детьми, а в предназначенных для этого местах.
Набережная Яченского водохранилища прекрасно подходит для этих целей. Там даже нанесена соответствующая разметка для самокатчиков и велосипедистов. Однако хочется отметить, что и на набережной мало кто придерживается отведённой полосы: веселее же гонять во все стороны! Может, стоит, наконец, взять на контроль водителей СИМ. Или вообще запретить их на городских улицах. Вопросов, как всегда, больше, чем ответов.
За и против
Запрет на управление электросамокатами – такая инициатива распространена во многих странах. Они, например, полностью запрещены в Индонезии, Канаде, Сингапуре и китайском Шанхае, как на дорогах, так и на тротуарах.
В США законы различаются по штатам: в Нью-Йорке нельзя использовать самокаты, способные развивать скорость более 24 км/ч, а в Индиане водитель самоката должен иметь действующие водительские права. В Париже с 1 сентября 2023 года тоже запретили аренду электросамокатов. 89 % проголосовавших французов высказались против них.
Кто-то, возможно, скажет, что запретить легко и просто, а вот создать условия, обеспечить контроль и наказание лихачей гораздо сложнее. Известно, что в Москве в этом сезоне бороться с недобросовестными самокатчиками, ездящими парочками на одном устройстве, будут следующим образом. В городе повсеместно установят камеры, оснащённые новой технологией «Антитандем». Система определяет количество пользователей, и, если их больше одного, такой самокат автоматически замедлится, что сделает поездку неудобной или даже невозможной. В приложение придет сообщение о нарушении, а если такое повторится, то пользователю выпишут штраф или заблокируют. Как говорится, до чего техника дошла! Но стоит ли надеяться жителям регионов, что эта техника дойдёт и до них тоже? К сожалению, об этом остаётся только гадать.
29 марта под председательством заместителя губернатора Василия Быкадорова состоялось заседание комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при правительстве области.
В фокусе внимания – недобросовестные самокатчики. Василий Быкадоров поддержал поступившее от ГИБДД УМВД России по Калужской области предложение о рассмотрении возможности ограничения и запрета на отдельных территориях использования СИМ до тех пор, пока не будет создана необходимая инфраструктура для их интеграции в городские транспортные системы. Более подробную информацию на этот счёт ГИБДД, к сожалению, не предоставило.
Будет порядок
О том, как может быть упорядочена дорожная ситуация в регионе, рассказал депутат Государственной Думы РФ Геннадий Скляр:
– Самокаты – это реальность, которая существует. От них нельзя избавиться запретными мерами. Популярность этого средства индивидуального передвижения будет только расти. Поэтому необходимо придать ему статус участника дорожного движения, разработать поправки в правила. Нужна в том числе и система штрафов. Участник дорожного движения должен понимать всю ответственность. Ведь по отношению к велосипедистам правила действуют. Например, все прекрасно знают, что переходить дорогу можно, только спешившись с велосипеда. Также должно быть и с самокатами. Этот вопрос требует федерального решения. Но первое и самое простое лежит на поверхности – нужно серьезно снизить разрешенную скорость движения электросамокатов до уровня велосипедов. Во-вторых, регионы, власть на местах не должны бояться брать на себя ответственность и при необходимости вводить ограничения на передвижение в центре, в жилых районах. В этом плане только местные власти лучше всего понимают дорожную ситуацию внутри города или области. Думаю, Законодательное Собрание вполне может и на местном уровне упорядочить движение самокатов по улицам городов. И это нужно сделать в целях безопасности.
Будем надеяться, что этот наболевший вопрос в скором времени разрешится для калужан лучшим образом.
А пока советуем быть начеку, прогуливаясь по городским улицам, и при возможности напоминать самокатчикам о том, что на тротуарах они – гости, и не пешеходы обязаны перед ними расступаться, а они должны смиренно ждать, пока появится возможность проехать.
Екатерина СЕМЁНОВА
Фото автора