Знаете, какой школьный предмет для моего старшего сына был самым нелюбимым до нынешнего года? Вы удивитесь, но это изобразительное искусство – тот самый, на который мы в свое время бежали, чтобы «разгрузить мозги». Но сейчас, известно, не то, что тогда. Это мы на рисовании рисовали, на трудах клеили или шили, а на пении пели. Сегодня на изобразительном искусстве нужно «создать объемно-пространственный макет, решив задачу соразмерности объема (дома) и площади поля (территории), на которой он расположен». На технологии – сделать проект изготовления скалки во временной последовательности с комментариями, а на музыке – подготовить презентацию о пересечении в творчестве мотивов Рахманинова и Мусоргского.
Когда в прошлом году сыну задали по изо это нечто «объемно-пространственное», мы всей семьей ломали голову над тем, что хочет от детей педагог. Путем переговоров выяснили, что это макет жилого массива. На вопрос, зачем это школьнику, учитель ответил: программа такая. И все бы ничего, мы и макеты ваяли, и доклады писали, и презентации делали. Но когда дело доходило до оценок, мой сын, который весьма успешно учится, неплохо рисует, получал трояки. Когда начинали разбираться, за что плохая отметка, педагоги демонстрировали работы более высокого уровня, которые явно сделал не сам школьник. Более того, тут даже и не родительская помощь была, а налицо проект, купленный через интернет у профессионалов. Да-да, этот «проектно-художественный» бизнес поставлен на широкую ногу.
На эту тему лично я публиковала ряд материалов, уповая на то, что вышеупомянутые предметы должны радовать детей, а не вызывать желание «сломать ногу, лишь бы не идти на изо и техню». Поддерживали меня и коллеги, не только в нашей области, но и в других регионах, мы постоянно общались на форумах, отслеживая ситуацию. И вот, казалось бы, в прошлом году в конце тоннеля забрезжил свет. Тогдашний министр просвещения РФ Ольга Васильева на общероссийском родительском собрании в Санкт-Петербурге выступила за то, чтобы по таким предметам, как изо, музыка и физкультура, отказаться от балльной системы с пятерками и двойками, оставив лишь два критерия оценки: зачет – незачет, ну и, конечно, не должно быть по этим предметам обязательных проектов и домашнего задания.
«У всех разные способности, и в некоторых случаях важен не столько результат, сколько количество потраченных усилий, трудолюбие», – сказала тогда Ольга Васильева. Она отметила, что даже очень талантливый человек не может быть талантлив во всем, и педагогам нетоповых дисциплин нужно принять это как факт. Тогда нам казалось, что еще чуть-чуть и вопрос будет решен. Но дальше разговора дело не пошло, и школьники вместе с родителями продолжили корпеть над макетами и презентациями.
В этом году старший сын перешел в 8-й класс. Технология, изо и музыка у него закончились, и мы всей семьей вздохнули с облегчением. Решили, что будем набираться сил и терпения для помощи младшему сыну, когда он перейдет в старшие классы. И тут свершилось чудо. На прошлой неделе министерство просвещения РФ объявило, что в школах по творческим дисциплинам, коими являются изобразительное искусство, технология и музыка, могут ставить не отметки, а «зачтено». Правда, пояснив, что это не обязательная мера, и руководство каждой школы вправе самостоятельно решить, как оценивать детей по данным предметам.
Не знаю, как другие, а я скрещу пальцы на удачу, что в нашем регионе все же примут новые рекомендации к действию. И тогда школьники, которые не будут бояться схлопотать трояк за картинку, снова с удовольствием начнут ходить на творческие уроки, а родители вздохнут с облегчением. Ведь, как ни крути, пространственные макеты и презентации производства скалки приходится на пятерку ваять нам, взрослым. А мы согласны на «зачет».