Лётный путь Ивана Кожедуба

Очередной выпуск нашего проекта «О чём молчат мемориальные доски»

Иван Никитович – символ великой эпохи, трижды Герой Советского Союза, маршал авиации, легендарный и непобедимый. Благодаря 64 воздушным победам он стал самым результативным летчиком-истребителем среди всех пилотов стран антигитлеровской коалиции.

Его университеты

Иван родился пятым, младшим, ребенком в бедной крестьянской семье в селе Ображиевка Черниговской губернии.  Окончив семь классов, поступил на рабфак Шосткинского химико-технологического техникума.

В детстве Иван Кожедуб увлекался рисованием. Позднее, уже став летчиком, Иван Никитович говорил, что рисование помогло ему в профессии: выработались хорошая зрительная память, наблюдательность, развился глазомер. Еще одним увлечением летчика была гимнастика. Он не отличался высоким ростом, но был крепкого телосложения, да и здоровье его никогда не подводило. В будущем всё это также пригодилось в его профессии. В 13-летнем возрасте мальчик стал свидетелем приезда в село цирковых артистов. Особенно Ивана поразил силач, который одной рукой свободно выжимал гирю в 32 килограмма. Позднее Кожедуб и сам научился этому, добившись всего тренировками. Физическая выносливость, которую будущий летчик вырабатывал с раннего возраста, очень пригодилась в воздушных боях, которые выматывали организм и сопровождались серьезными перегрузками.

Иван записался в местный аэроклуб, оставил учёбу в техникуме и был направлен в Чугуевскую военно-авиационную школу лётчиков, добавив себе два года. Так вместо

6 июля 1922 года в официальной метрике появилось 8 июня 1920 года.

Осенью 1939 года он, как показавший отличные успехи в обучении, был, к своему глубокому разочарованию, оставлен в училище инструктором.

А менее чем через четыре месяца началась война…

До ухода на фронт.

Чугуевская авиашкола из-под Харькова, находившегося на острие наступления группы армий «Юг», была эвакуирована в Чимкент. Иван Кожедуб непрерывно бомбардировал начальство рапортами с просьбой отправить его на фронт, но неизменно получал отказы с формулировкой: «Ваш долг – готовить пилотов для Красной армии. Фронт несет большие потери. Больше рапортов не пишите!»

Портрет дочери. 

Первые неудачи и первые победы

Осенью 1942 года Иван Кожедуб был зачислен в 240-й истребительный авиационный полк, где проходил обучение полетам на новом советском истребителе Ла-5. После освоения личным составом новой боевой машины полк весной 1943 года был отправлен на Воронежский фронт.

Его боевое крещение прошло неудачно: вылетев на охранение своего аэродрома, пилот ещё на взлёте потерял из виду своего ведущего, не сразу опознал самолёты противника, спутав их с нашими бомбардировщиками Пе-2, не заметил зашедшего к нему сзади в атаку немецкого истребителя Ме-109 (за что получил сходу снаряд, от которого спасла бронеспинка, а всего потом, после посадки, техники насчитали в крыльях и фюзеляже более пятидесяти пробоин). Восстановлению истребитель уже не подлежал, и незадачливого пилота даже хотели перевести в наземную службу. Получивший нагоняй от начальства за безрассудство в бою старший сержант Иван Кожедуб оказался «безлошадным», его и вовсе чуть не забрали из полка на пост оповещения. На боевые задания он вылетал редко и на «остатках» – свободных самолетах, которых было меньше, чем летчиков. Однажды Кожедуба отстоял командир авиаполка майор Солдатенко, вскоре погибший при авианалёте.

Истребитель Ла-5ФН был построен на деньги 60-летнего пчеловода Василия Конева из колхоза «Большевик» Сталинградской области. Конев просил назвать самолет в честь своего погибшего племянника – Героя Советского Союза летчика Георгия Конева. На «коневском» самолете  Кожедуб в 1944 году сбил восемь самолетов. Именной, с приметными надписями самолет
в бою был источником повышенной опасности. Немецкие асы старались сбить «раскрашенный» самолет во что бы то ни стало. Тот факт, что Кожедуб, а за ним Брызгалов и Евстигнеев, активно воевали на «раскрашенном» истребителе в течение года, говорит о высочайшем мастерстве советских летчиков и об их боевой дерзости.

Кожедуб своего поручителя не подвёл: на Курской дуге 6 июля 1943 года он сбил своего первого противника – бомбардировщик Ю-87. За эту победу и другую боевую работу в небе он две недели спустя, 23 июля, получил первый орден Боевого Красного Знамени. Далее список побед только рос. С 1 по 12 августа 1943 года, в ходе битвы за Днепр, ему удалось сбить

14 самолётов противника. Такого результата в советских ВВС не достиг никто. Самым же удачным в боевой биографии аса стала дата 2 октября 1943 года, когда он лично уничтожил три «юнкерса» и один «мессершмитт».

За все время на фронте Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, проведя 120 воздушных боев. Конечно, в воздухе случалось всякое. Самолет героя неоднократно пронизывали очереди немецких пулеметов и авиационных пушек. Но ни одно из попаданий не закончилось серьезным ранением или гибелью пилота, отчасти это было связано с сильным везением, но, безусловно, свидетельствовало и об отличных навыках ведения воздушного боя.

 

И. Кожедуб (слева) с сослуживцем А. Бакланом и медвежонком Зорькой, жившим при аэродроме. 

Всего за войну он сменил шесть «лавочкиных», и ни один самолет его не подвел. И он не потерял ни одной машины, хотя случалось гореть, привозить пробоины, садиться на усеянные воронками аэродромы.

«Точный маневр, ошеломляющая стремительность атаки и удар с предельно короткой дистанции», – так Кожедуб определял основу воздушного боя. Впрочем, сам он, будучи прекрасным стрелком, предпочитал атаковать самолеты противника с 200–300 метров, редко, по обстоятельствам, сближаясь на более короткую дистанцию. Он был рожден для боя, жил боем, жаждал его.

Трудно найти профессию, где судьба человека больше зависела бы от поведения машины, как в летном деле.

Георгий Баевский, Герой Советского Союза, служивший вместе с прославленным асом, вспоминал, как однажды, буквально на несколько секунд, стал нечаянным и незамеченным свидетелем разговора Кожедуба с летавшим днем МиГ-25, оставленным на ночь в ангаре. «Он разговаривал с ним как с лошадью, гладил рукой по фюзеляжу, по крыльям. Вначале я не понял, в чем дело, а когда до меня дошло, что он разговаривает с самолетом, то я быстро ушел».

Мастерство летчика-аса особенно проявлялось в том, что Кожедубу всегда удавалось вернуть поврежденный истребитель на землю. Он ни разу не покидал самолет, воспользовавшись парашютом. Сказывался серьезный уровень ещё довоенной подготовки в летной школе и работа инструктором.

 

И. Н. Кожедуб и А. Н. Покрышкин с министром обороны Польши В. Ярузельским. В центре — сын Кожедуба Никина. 1 мая 1966 г.

Командир авиадивизии Крылов

В начале ноября 1950 года Иван Кожедуб с женой отправился в отпуск в санаторий Министерства обороны «Красные камни». «На второй день вечером в комнату постучали. В дверях стояли два офицера в особистских фуражках. «Товарищ Кожедуб, собирайтесь, проедете с нами». Ситуация, по рассказам, была знакомая, и в машине я судорожно думал: за что? Вспоминал, какие анекдоты рассказывал, кому. Больше сажать было вроде не за что. Ребята в разговор не вступали, смотрели в сторону, – вспоминал Иван Никитович. – Наконец приехали. Меня пропустили вперед, я мимо часового вошел в какое-то здание, в комнату, разделенную перегородкой. При моем появлении сидевший за перегородкой майор вскочил.

У меня сразу отлегло». Так он  встретился с Василием Иосифовичем Сталиным, и вскоре 324-я истребительная авиадивизия под командованием Кожедуба в обстановке секретности была переброшена в Северную Корею.

12 апреля 1951 года 50 её истребителей Миг-15 приняли бой над рекой Ялуцзян с 40 американскими бомбардировщиками, шедшими под прикрытием около 100 истребителей. Сталин лично запретил командиру дивизии, действовавшему под фамилией «Крылов», участвовать в боях. 324-я ИАД  под его командованием имела в Корее наивысшую боевую производительность (число побед к количеству боевых самолетов) и наименьшие относительные (к боевому вылету) потери в самолетах и летчиках. Лётчики же его дивизии одержали тогда 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин, при этом девять пилотов погибли.

После окончания войны гвардии майор Кожедуб был направлен в Академию ВВС в Монино. В ноябре 1945 года в монинской электричке он встретил десятиклассницу Веронику. 2 января 1946 года они расписались в одном из штабных помещений аэродрома Теплый Стан. Искреннюю любовь к Веронике Николаевне, своему «главному адъютанту и помощнику», Иван Никитович пронес через всю жизнь, называл ее своей  «четвертой Золотой Звездой». У них родились дочь Наталья и сын Никита.

Там, в Северной Корее, Иван Кожедуб со своими боевыми товарищами фактически выиграл необъявленную войну США против СССР. Получив сильнейшее противодействие в северной части Корейского полуострова, они не решились на акт прямой агрессии.

По окончании этой войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. Окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию, затем Военную академию Генерального штаба. Был командующим 76-й воздушной армией, заместителем командующего ВВС Московского военного округа. Служил в центральном аппарате ВВС, а потом в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Прошёл путь от старшего сержанта до звания маршала авиации, которое было присвоено ему в 1985 году. Избирался депутатом Верховного Совета СССР.

Одно из последних фото Ивана Никитовича, 1980-е. 

Память и памятники

В орденском наборе Ивана Никитовича три звезды Героя Советского Союза, два ордена Ленина, семь орденов Красного Знамени, орден Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, два ордена Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, иностранные ордена…

Его именем названы улицы во многих городах бывшего СССР, парк в городе Сумы, Харьковский университет Воздушных сил и Центр авиационной техники в Кубинке. Памятник Кожедубу в полный рост стоит в парке Вечной Славы в Киеве. А его истребитель Ла-7 сохранился до наших дней и находится в экспозиции Центрального музея Военно-воздушных сил Российской Федерации.

В Калуге его имя увековечено на мемориальной доске на одном из домов на улице Воскресенской.  Здесь в феврале 1952 года, после возвращения из Кореи, располагался штаб 324-й дивизии, а военный аэродром находился в Орешково, где лётчики совершенствовали своё мастерство, охраняли мирное небо Подмосковья. Командиру же были предоставлены две комнаты в просторной коммуналке на улице Достоевского, напротив здания Сбербанка, в самом центре Калуги.

В должности командира дивизии Кожедуб пробыл до 14 февраля 1955 года, когда был направлен на авиационный факультет второй в своей жизни академии.

«Умер Иван Никитович у себя на даче, в Монино, от сердечного приступа, 8 августа 1991 года, не дожив двух недель до развала Великого государства, частью славы которого был он сам», – написано в одном из биографических исследований.

Герои Советского Союза Иван Кожедуб и Алексей Маресьев, 1947 год.

Подготовила Ольга Коновалова

По материалам книги Н. Г. Бодрихина «И. Н. Кожедуб»

Фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *