Любовь к жизни

Приверженность научной стезе Николай Сергеевич Воронин пронес сквозь годы.

Профессор Калужского педагогического института имени Циолковского, доктор биологических наук, автор фундаментальных учебников, практикумов по ботанике для вузов и многочисленных монографий проработал в КГПИ более 50 лет. Он пользовался заслуженным авторитетом в научных кругах, а его имя было известно за пределами региона. Но немногие знают докалужскую биографию этого человека, полную драматических моментов.

Родословие

Николай родился в 1911 году в городе Карачеве Орловской губернии, где его отец преподавал математику в учительской семинарии и мужской гимназии. В роду у Сергея Васильевича Воронина, выпускника физико-математического факультета Московского университета, было много ученых – историков, экономистов и даже агрономов, как отец, а его брат Владимир Воронин стал выдающимся патофизиологом.

Представительница старинного дворянского рода Веселовских, мама, Елена Борисовна, окончила институт благородных девиц в Тамбове, педагогические курсы в Москве при Московском обществе воспитательниц и учительниц. Бакалавр Женевского и Мюнхенского университетов, она в течение ряда лет, избрав своей специальностью ботанику, работала под руководством выдающегося ботаника Карла Гёбеля и в 1907 г. защитила диссертацию. Из среды Веселовских начиная с ХIХ века выдвигается ряд ученых – историки, востоковеды, литературоведы. Интересно, что через бабушкину сестру, Варвару Степановну Веселовскую, вышедшую замуж за таврического вице-губернатора Льва Перовского, Николай Воронин был родственником Софьи Перовской.

Мама увлекла маленького Колю, имеющего спокойный, созерцательный характер, ботаникой. Рассказы о природе швейцарских Альп и французской Ривьеры, долгие увлекательные прогулки со сбором лекарственных растений, азбука любви к живому – все это от матери.

Путь ученика

Родители приняли решение дать сыновьям домашнее образование. Отец взял на себя преподавание арифметики, а мама – русского, немецкого, французского, которыми она владела в совершенстве. Позже Николай Сергеевич писал:

«Мама обучала нас по твердому расписанию, терпеливо и любовно, несмотря на невзгоды, упавшие на ее плечи. Нам в те годы пришлось пережить холод и голод, вести хозяйство – огород, козы, куры. Отец учительствовал в нескольких учебных заведениях одновременно, чтобы приносить «пайку». Такие предметы, как география, зоология, физика, литература, мы с Левой не изучали, сами увлеклись чтением – Гоголь, Чехов, Тургенев, Толстой, Куприн, которые были в нашей домашней библиотеке».

В 1923-м от острого сердечного приступа умерла мать, и осенью того года отец определил детей в школу: Николая сразу в 5-й класс, а Льва – в 6-й.

В связи с его назначением в 1925 году профессором математики в Смоленский университет, Воронины переезжают. Дети учатся в опытно-показательной школе при Смоленском университете.

«Не привыкший к школьному режиму, слабый по подготовке и по общему развитию, я отставал от учеников своего класса по ряду предметов и перешел в следующий класс с переэкзаменовками. Папа поступил мудро, оставив меня на второй год в 8-м классе. Здесь я нашел новых друзей, увлекся химией, пиротехникой, участвовал в работе кружка юннатов»,

– писал он позднее.

Осенью 1929 года Николай поступил на естественное отделение Смоленского университета, где кафедрой ботаники заведовал Яков Яковлевич Алексеев. Его специальностью была геоботаника и изучение растительного покрова Западных областей. Николай включился в эту работу, занимаясь геоботаническим описанием растительности создаваемых совхозов. Именно в эти годы созрело у него желание заниматься наукой. Отец поддержал сына – посвятивший подготовке учителей не один десяток лет, он видел, в каком сложном положении они находятся, и не хотел для сына такой судьбы.

Но по окончании учебы Воронин все же становится преподавателем биологии и химии в фабрично-заводской семилетней школе. А летом по предложению Алексеева с увлечением работает по описанию лесов и болот только что организованного Центрального заповедника – на водоразделе Волги, Западной Двины и Днепра.

В конце 1933 года молодого учителя призвали в ряды Красной армии, но перед самым концом службы он заболел плевритом и после демобилизации уехал в Тбилиси к родственникам матери. Там он посетил ботанический институт АН Грузинской СССР и познакомился с видным ученым-ботаником Д. И. Сосновским и даже поработал с ним по определению злаков.

Воронин уезжает к отцу в Калинин и решает поступить в аспирантуру МГУ по специальности «анатомия растений». Его научным руководителем стал Алексей Строганов – «прекрасный педагог, ученый, обладавший более чем кто-либо из современных ему анатомов знанием всех направлений этой науки, доброжелательный, именно он сделал из меня анатома».

В 1939 году Воронин женился. Вместе с женой Софьей они уехали работать в Рязанский педагогический институт: он – доцентом кафедры ботаники, она – ассистентом кафедры математики. В молодой семье родилось двое детей. В январе 1940-го Воронин защитил кандидатскую диссертацию. …И началась Великая Отечественная война.

Расписаться на стене Рейхстага

Его боевой путь начался под Москвой, а в мае 1945-го он увидел флаг Победы над разбитым Рейхстагом и расписался на его стене. Военные воспоминания, которые Николай позднее запишет, касаются времени, проведенного в тылу врага переводчиком разведотряда.

Развивая успех московского наступления в начале 1942 года, свой боевой путь начала 334-я стрелковая дивизия, в которой оказался Воронин. Прорвав оборону противника на озере Волго, она стремительно продвинулась к Витебску, но сильное сопротивление противника и большие потери личного состава остановили дивизию около Велижа – на стыке Белоруссии, Смоленской и Тверской областей. Здесь на долгие полтора года, до осени 1943-го, установилась неподвижная линия фронта, с обеих сторон укрепленная минными полями и колючей проволокой. Разведотряды месяцами действовали в тылу врага
совместно с белорусскими и смоленскими партизанами. Перед ними были поставлены сложные задачи: внезапное нападение на отдельные гарнизоны противника, их истребление, захват пленных и передача полученных документов по рации, наблюдение за передвижением войск противника.

Воронин писал:

«С чувством глубокой благодарности я вспоминаю, как тепло нас встречало население белорусских деревень. Почти из каждой семьи кто-то ушел на фронт или в партизаны, остались женщины, старики и дети. Вспоминаю председателя колхоза (в этом партизанском крае работали сельсоветы, правление колхозов) – серьезного не по летам мальчугана лет 13–15».

Весной 1943 года противник провел ряд операций против партизан и разведчиков. От сводного разведотряда, который при переходе линии фронта насчитывал 80 человек, осталось семь. Их эвакуировали самолетами По-2 («ночными извозчиками») в августе 1943-го. Среди счастливчиков был и Николай Воронин.

Перед началом операции «Багратион» его внезапно отозвали в Москву, в генштаб, и предложили преподавать немецкий язык в Суворовском училище, но он попросился в свою дивизию. Воронина направляют в разведотдел 20-го танкового звенигородского корпуса до конца войны. Там были созданы отряды прослушивания переговоров противника.

В архиве сохранились записные книжки Воронина. Во время ночных дежурств по штабу он записывал все, что с ним происходило, – записи на русском языке перемежаются с заметками на немецком. Среди них – лиричные и трогательные стихи жене.

Тогда же он готовил научную работу «К вопросу об эволюции первичных структур в корнях растений» и отослал ее на имя академика АН СССР В. Комарова. Она была опубликована в мае 1945 года.

Семья Воронина еще осенью 1941 года уехала в эвакуацию в Башкирию, где Софья Георгиевна работала учительницей в сельской школе. При переезде дети, которым в то время было 1 и 2 года, простудились и умерли. Об их смерти жена не решалась сообщить мужу до осени 1943 года.

Калужский учительский

Война закончилась для Николая Сергеевича в ноябре 1945 года, и он вернулся в Рязань.

Воронины объединяются в 1947 году в Калуге, где отец работает на физмате учительского института. Так в августе 1947-го Воронин становится заведующим кафедрой естествознания. С тех пор вся его судьба была связана с Калужским учительским, а с 1948-го – с Калужским педагогическим институтом.

Он занимался как научно-методической разработкой вопросов преподавания ботаники в вузе, так и исследованиями корневых систем растений. В подготовке к докторской диссертации он интенсивно работал в библиотеках Москвы и Ленинграда, собирал материал в оранжереях, ботанических садах и в природе, проводил исследования в лаборатории, которую организовал в собственной квартире. Защита состоялась в феврале 1965 года в Ленинграде, ему было присвоено звание профессора.

Н. С. Воронин стал специалистом высочайшего класса по эволюционной анатомии корней и корневых систем, ученым с мировым именем. Николай Сергеевич фактически заново создал кафедру ботаники в Калужском педагогическом институте, которую возглавлял долгие годы. Им были разработаны и прочитаны оригинальные курсы по морфологии растений, по охране природы, краеведению. Стал автором одного из лучших учебников по анатомии и морфологии растений, с собственными иллюстрациями. По этому учебнику до сих пор учатся студенты.

Те, кто с ним работал, и его многочисленные ученики помнят Воронина как человека эрудированного, чуткого, интеллигентного, обладающего великолепной наблюдательностью и тонким восприятием окружающего мира.

Ольга Коновалова

Публикация подготовлена по материалам личного фонда Н. С. Воронина из Госархива документов новейшей истории Калужской области