Роберт Манукян поставил на сцене драмтеатра «Интимную комедию» по пьесе английского драматурга Ноэла Кауарда
В постановке заняты два актерских состава. По словам зрителей, видевших на сцене каждый из них, получились два разных спектакля с одним сюжетом.
Любит – не любит
Две пары молодоженов – Эллиот и Сибилла Чейз, Виктор и Аманда Принн – случайно поселились в соседних номерах отеля на юге Франции. Что может омрачить их медовый месяц? Оказывается, Эллиот и Аманда не так давно были женаты и со скандалом разошлись. К чему приведет новая встреча «бывших», догадаться несложно.
Художник-постановщик Владимир Мартиросов придумал простую и приятную глазу декорацию: две террасы с белыми балясинами, пальмы и шезлонги, плетеная мебель. На заднике – очаровательный пейзаж южного приморского городка. Во втором акте, когда действие перенесется в Париж, его заменит вид на Эйфелеву башню. Единственный предмет, который не вписывается в идиллию и намекает на предстоящий конфликт, – боксерский манекен.
Пары по очереди появляются на своих террасах. Один из супругов нарочито восторжен, другой – равнодушен. Первый жаждет нежности, второй нехотя одаривает его бесстрастным или вовсе воздушным поцелуем.
«Подумать только, мы с тобой муж и жена!» – радостно говорит Сибилла (Есения Балахнина). «Да, дело кончилось скверно», – констатирует Эллиот (Ярослав Орляченко). Зрители смеются. «Эллиот!» – с придыханием произносит молодая жена, и от ее удивленно-осуждающей интонации мужчину передергивает. Она его бесит. Хорошо, что есть громоотвод – манекен.
На соседнем балконе – очаровательно-стервозная Аманда (Ирина Желтикова) и Виктор (Дмитрий Денисов). Красивый, правильный и… невыносимо скучный. Он ничем не может удивить жену – ни комплиментами, ни стриптизом, зато страшно раздражает.
Рядом с каждой парой незримо присутствует «третий лишний». О бывшей жене Эллиот постоянно думает, а Сибилла – говорит. Меланхоличная Аманда оживляется, вспомнив, как однажды разбила о голову первого мужа сразу четыре грампластинки.
В Париж, в Париж!
Рано или поздно бывшие супруги должны были встретиться – примерно на 30-й минуте спектакля это и происходит. Между ними вновь вспыхивает чувство, влюбленные убегают в Париж. Вот она, настоящая страсть – объятия, поцелуи, танцы «на грани фола». Особенно порадовал «дуэт кошечки и гориллы» в исполнении Ирины Желтиковой и Ярослава Орляченко.
Наблюдая за любовной историей в исполнении семейной пары Орляченко и Желтиковой, невольно думаешь: а как сыграют эту довольно откровенную сцену Кирилл Бессонов и Анастасия Семесенко (не муж и жена)? Какие эмоции смогут вызвать у зрителей отвергнутые Виктор и Сибилла в исполнении Сергея Вихрева и Екатерины Буреничевой? Чего будет больше – отвращения или сочувствия?
Оставшись без мужа и жены, Сибилла и Виктор вновь становятся собой: двигаются без суеты, говорят без фальшиво-восторженных, заискивающих интонаций. Обидно оказаться статистом в чужой любовной истории. Вновь оказавшись рядом с Амандой и Эллиотом, они опять подпадают под их обаяние, становятся объектами манипуляций и теряют лицо.
История смешна, потому что узнаваема: кто-то сам пережил такое, кто-то наблюдал со стороны.
Психологически точные характеры героев делают этот простой сюжет более объемным и интересным. Режиссерская трактовка пьесы не оставляет своенравным и эксцентричным Аманде и Эллиоту шансов на хеппи-энд. Не поможет и «стоп-слово», которое они придумали, чтобы останавливать скандал в самом начале. Как сказал другой английский писатель, современник Кауарда, секрет прочного счастья – умение обуздывать себя и считаться друг с другом, а герои этого лишены.
А вот у Питера и Сибиллы шансы есть, именно потому что они обычные люди, которым не нужны звезды и бездны, их вполне устроит счастье простое и заурядное, как они сами. Главное, не вызывать призраков, вспоминая к месту и не к месту «бывших», – иначе дуэт станет даже не трио, а квартетом.
«Интимная комедия» получилась забавной и в меру лиричной – в самый раз, чтобы отдохнуть и прийти в себя после тяжелого дня. И полюбоваться Эйфелевой башней хотя бы на заднике сцены.
Сэр Ноэл Кауард (1899–1973) – один из самых востребованных английских драматургов ХХ века, известный также как актер и композитор. Его легкие и остроумные пьесы до сих пор не сходят с театральных подмостков во всем мире. Фильмы по произведениям Кауарда стали классикой Голливуда, среди них были лауреаты «Оскара» и Гран-при Каннского фестиваля.
Екатерина Шевелева. Фото Вадима Рыбакова