В последнюю неделю весны по традиции в Калуге должен был пройти
XXIII Международный фестиваль «Мир гитары». Но его, как и все массовые мероприятия, из-за карантина отменили
«В связи со сложившейся в мире ситуацией с коронавирусом мы приняли решение перенести наш XXIII фестиваль на 21-25 сентября 2020 года. Надеемся на участие всех заявленных ранее гостей», – говорится на официальном сайте калужского фестиваля. Мы решили выяснить: неужели так просто – взять и сдвинуть крупнейший европейский пятидневный музыкальный форум на несколько месяцев?
– Совершенно определённо могу сказать, что перенос на любое время такого масштабного фестиваля, над организацией которого мы кропотливо работаем целый год, – невероятное потрясение для нас, – такими словами начал наш разговор Олег Акимов, отец-основатель и бессменный художественный руководитель «Мира гитары».
Калужский фестиваль является знаковым событием для культурной жизни не только региона, но и для страны, собирая каждый год на концертных площадках Калуги цвет гитарной мировой музыки и гостей из разных уголков России.
– Олег Владимирович, в какой ситуации сегодня оказался «Мир гитары? Сможет ли фестиваль пережить этот, в первую очередь страшный финансовый, удар? Ведь большая доля средств – благотворительность и поддержка бизнеса.
– Надеюсь, что не смертельный. Весь апрель и май я держал непрерывную связь с музыкантами, обзванивал наших постоянных финансовых партнёров и спонсоров. Вместе мы следили за развитием ситуации с COVID-19 в России и в мире и решали, как поступить: перенести на год или отложить до осени? Ведь неизвестно, как будет складываться ситуация в дальнейшем. Как долго продлится карантин? Не случится ли повтора осенью? Выпустят ли музыкантов из своих стран и как долго будут закрыты российские границы? До сих пор нет ответа на эти вопросы. Рассматривали и вариант сделать XXIII фестиваль исключительно российско-белорусским.
– И всё же, как я понимаю, решили попробовать собрать всех ранее заявленных музыкантов в сентябре?
– Да. Нам навстречу пошло и руководство концертного зала областной филармонии. В целом концепция не поменяется. Подтверждение получили от большинства, в том числе от хедлайнеров из США Стенли Джордана и Банни Брюнеля, испанца Пабло Салиноса, который готовит к открытию фестиваля премьеру «Битлз сюиты» композитора Лео Брауэра. Перенесли на 2021 год, согласовав с посольствами этих стран, выступления Марко Тамая и Анабель Монтесинос, швейцарского «Эос квартета», лютниста Михаеля Дюкера из Германии. Все остальные горят желанием собраться вместе в Калуге и даже готовы пожертвовать своими гастролями, которые корректируют в зависимости от ситуации. Самое главное, чтобы открылись границы и музыканты получили визы.
– Высокое искусство всегда было уязвимым, элитарным, поэтому нуждается в поддержке. Не растеряет ли «Мир гитары» своих постоянных спонсоров?
– Надеюсь, что большинство наших финансовых партнёров смогут пройти через чрезвычайно сложные обстоятельства и будут по-прежнему вместе с нами. Бюджет нашего фестиваля немаленький, потому что гонорары у звезд очень высокие. В одиночестве мы такие суммы не потянули бы однозначно. Хорошо, что в Калуге есть неравнодушные люди, ценящие высокое искусство, готовые и в тяжёлое время помогать фестивалю. Благотворительность и спонсорство культуре сегодня необходимо как никогда. Ну и, конечно, нам не выжить без Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран-государств СНГ, министерства культуры Калужской области и Городской Управы Калуги, поддержкой которых мы заручились.
– Олег Владимирович, давайте вспомним о наиболее значимых моментах богатейшей истории «Мира гитары». За годы существования фестиваля кто, по-вашему, повлиял на него сильнее всего?
– Безусловно, Дмитрий Илларионов и Роман Мирошниченко, с которыми мы дружим с 2004 года. И не только своим исполнительским мастерством. Они являются музыкальными консультантами фестиваля, с ними мы активно обсуждаем, кого следует пригласить. Фактически здесь они, будучи совсем юными, начали свою карьеру. Когда Дмитрий вышел на сцену «Мира гитары», он был на третьем курсе Гнесинского института, а Роман в 2004 году играл в Калуге с Эл ди Меолой. Эти два выдающихся российских гитариста дышат фестивалем, с ними мы воплощаем много разных проектов.
– 2004 год, надо сказать, вообще выделяется среди других…
– Да. В том году гости фестиваля увидели и услышали Эл ди Меолу. Это был его первый визит в российскую глубинку. Организовать приезд музыканта такого уровня было очень трудно: велись долгие переговоры, пришлось нам с Мирошниченко даже слетать в Лиссабон на концерт ди Меолы, чтобы лично встретиться с ним, потому что через посредников осуществить план было нереально.
– Знаковым стал X «Мир гитары», в котором участвовал бог фламенко Пако де Лусия.
– Приезд Пако был точкой, после которой фестиваль «Мир гитары» стал одним из главных музыкальных событий в мире. Никто не верил, что такой концерт возможен в Калуге!
Пако буквально распахнул наши двери для мировых звезд, это был своеобразный знак качества. После этого мы получили письмо от величайшего композитора современности Лео Брауэра, ему о нас рассказал именно Пако де Лусия.
– Следующей крупной фигурой был Джон Маклафлин…
– Он завершал свой европейский тур 2008 года, и тогда мы ради него немного сдвинули даты проведения фестиваля.
– В 2014-м хедлайнером стал Стив Вай…
– Вай прислал Роману Мирошниченко ноты 18 композиций, которые должны были исполняться под аккомпанемент рок-группы и симфонического оркестра. Партии практически всех инструментов были очень насыщенными, нередко дублировали либо в унисон, либо в интервал гитару Вая. Месяц ушел у Романа на подбор музыкантов. Все отказались, ссылаясь на слишком сложный материал. В итоге Роман сформировал бэнд из джазовых исполнителей.
– Олег Владимирович, вы диктуете музыкантам, что они должны играть на фестивале?
– Нет. Мы никогда не говорим музыкантам, что им играть. Как правило, они исполняют в Калуге то же, что и на мировых сценах. Мы хотим показать высочайший уровень, направление, в котором движется гитарное искусство. Стало традицией для некоторых звёзд привозить в Калугу премьеры. Вот и к открытию предстоящего сентябрьского XXIII «Мира гитары» Дмитрий Илларионов готовит мировую премьеру – фантазию под названием «Гений русской гитары», посвящённую великому русскому гитаристу Ивану Смирнову.
Беседовал Александр ФАЛАЛЕЕВ