Как за последнее время изменилось отношение к поэзии
Поэт Мария Ватутина – желанный гость в нашем городе. В ноябре прошлого года она выступала на фестивале «Угра-Фест». На днях Мария вновь побывала в Калуге и Обнинске в качестве гостя встречи с участниками специальной военной операции «Наш герой».
Мария Ватутина – поэт, эссеист, автор 14 книг. Родилась и выросла в Москве. Окончила Московскую государственную юридическую академию и Литературный институт им. А. М. Горького (семинар Игоря Волгина). Член Союза писателей Москвы. Печатается в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Современная поэзия» и других. Лауреат литературных премий. Победитель конкурса «Красная площадь. Время поэтов» и обладатель титула «Голос нашего времени».
«Полезная несвобода»
– Мария, у вас юридическое образование. Как адвокат стал поэтом?
– Это та полезная несвобода, в которую нас ввергали наши родители.
С семи лет я писала, рвалась в творческие профессии. Но, когда папа и мама тебе говорят: «Сначала научись хлеб зарабатывать, а потом иди и делай что хочешь», – это правильно. Около 20 лет я погружена в литературную жизнь, участвую в фестивалях, концертах, конкурсах. Профессия все эти годы кормила. Постепенно я ушла из юридической сферы.
То, что не сразу пошла в литературу, даже хорошо, потому что надо было учиться жизни. Я сразу узнаю стихи, которые пишут профессиональные филологи, – они вязкие, насыщенные словами и литературными образами, но в них мало смысла, мало жизни.
– Поэт откликается на актуальные события, но согласны ли вы, что его роль – осмыслить их, связать с тем, что уже происходило когда-то?
– Поэт работает с ассоциациями, находит образы из разных областей и миров. Куда бы мы ни приехали – в госпиталь, в воинскую часть, везде находим литературный материал, и стихи рождаются живые, про настоящее. Но если просто переносить услышанное или увиденное в стихотворение, получится некий «Шишкин», который до листика, до веточки выписывает то, что видит. Это неплохо, но это не всегда художественное произведение. Конечно, автору нужно философски осмыслить события, но это должно происходить органично, не специально. Работая со словом, поэт имеет дело с сутью события или явления, о котором он пишет.
Русские богатыри
– В Калуге и Обнинске вы встретились с участниками СВО. Какое впечатление произвело на вас общение с ними, их истории?
– Это обычные земные люди, но, когда находишься среди них, понимаешь, что они и есть те самые русские богатыри, воины всех времен истории России и Руси. Какой-то евангельский свет от них исходит. Это очень щемящее, проникновенное чувство, и в ответ хочется отдать свое тепло, быть искренней и не сфальшивить, в том числе в своих стихах.
Они заряжены на победу и очень четко понимают, что происходит, ради чего идут военные действия и как все мы зависим от их результата. На этих встречах я вижу много молодежи, для нее особенно важно услышать об этом из первых уст.
– На чем основана их вера в нашу правду, в нашу победу?
– Их вера в победу абсолютна. Они знают, что воюют не с украинским народом, а с теми, кто с оружием выступает за фашистский режим. Как сказал один спецназовец: «Мы защищаем от нацистов русский народ Донбасса, новых территорий России и всей Украины». На одной стороне в этой битве – Россия, а на другой – НАТО и какая-то часть мирового сообщества. Очень много зависимых государств, которые не могут нас поддержать, потому что боятся. Я много размышляла о том, насколько наш менталитет отличается от американского. В Америку люди ехали за землей и золотом, и цель у них была сугубо материальная – захватить и присвоить. На этом основано и стоит государство США, которое за несколько столетий стало монстром, насаждающим идеологию потребления и устраивающим войны по всему миру. Но когда-то это надо остановить.
Возвращаясь в Москву после встречи «Наш герой», Мария Ватутина написала стихотворение об одном из участников – добровольце батальона 5Z «Барс» Юрии Смолине.
«Нас – большинство»
– Год назад началась специальная военная операция. Как, по вашим наблюдениям, менялось отношение людей к этим событиям?
– Информация о том, как народ поддерживает свое государство и свою армию, ратует за нашу победу, приходила не сразу. Мы об этом догадывались, читая репортажи, видели в своих поездках. И теперь очевидно, что нас подавляющее большинство. А с теми, кто уехал, кто молчит или выступает «за мир и дружбу», даже воевать не надо, потому что они не имеют никакого значения. Вот такое открытие принес этот год.
– Что происходило в литературной жизни?
– Изменилось отношение к поэзии. Мы видим, насколько важно людям получить слово от творческой части общества – поэтов, артистов. Те, кто участвует в концертах в поддержку армии, ездит на территорию Донбасса и «за ленточку», становятся народными героями: Анна Долгарева, Анна Ревякина, Игорь Караулов и другие.
В издательстве «Питер» только что вышла антология военной поэзии 2014–2022 годов «Воскресшие на Третьей мировой», а в октябре прошлого года – сборник «Поэzия русского лета». Анна Ревякина тоже недавно выпустила антологию. Выступив как составитель, она представила творчество поэтов по теме Донбасса за восемь лет. В этих сборниках замечательные стихи и много новых имен. Вот лишь несколько: Юрий Волк, Алексей Шмелев, Иван Куприянов, Влад Маленко. Наконец-то мы встретились – авторы и их аудитория.
«Красные» и «белые»
– Что же мешало этому раньше?
– Среди поэтов и сейчас есть «красные» и «белые», которые находятся по разные стороны баррикад. До недавнего времени мы были в изоляции. Тем, кто не исповедовал либеральную идеологию, выйти на широкую аудиторию было невозможно. У либералов очень сплоченный лагерь, куда принимают как в масонскую ложу. Признаешь их ценности и политические взгляды – тебя зовут на вечера и концерты, приглашают на мастер-классы и всячески превозносят. В человеке гордыня неисчерпаема, вот и работала такая машина взаимозависимости.
Я думаю, литература должна не развлекать маленькую элитарную группу, а выражать чувства и мысли своего народа.
– Можно ли сейчас провести параллель с 60-ми годами прошлого века, когда поэты собирали стадионы?
– Я выросла на поэзии Ахмадуллиной, Вознесенского, Евтушенко, всегда их любила и люблю. Но те и эти стадионы разные по своей природе. В 60-е была другая ситуация. Эти поэты стали живым голосом, но получилось так, что они расшатывали систему, готовили почву для разрушения Советского Союза. Только сегодня мы стали осознавать, какой мощью должен был обладать народ, чтобы из нищей, разгромленной войнами страны создать великую державу.
Дух сегодняшних стадионов – единение и созидание. Я вижу, насколько после 24 февраля 2022 года изменились смыслы. Даже стихи, написанные в нулевых, встают на свое место, словно части пазла.
Знаете ли вы…
В 2020–2021 годах Мария Ватутина работала завлитом МХАТ им. М. Горького и была свидетелем скандала, который разгорелся вокруг театра из-за спектакля «Чудесный грузин» с участием Ольги Бузовой.
– Думаю, что это был лишь повод, – считает она. – Кому-то не понравилось, что МХАТ стал традиционным российским театром с православной ориентацией, с постановками понятными спектаклями. На мой взгляд, спектакль получился удачным, шел с аншлагами, я слышала множество восторженных зрительских отзывов.
Софья Серебрякова, фото Антона Забродского