Мастер гражданственной песни

Музыка Серафима Туликова сегодня особенно нужна людям

Композитор Серафим Туликов.

Концерты, выставки, творческие встречи, конференции, посвященные 110-летию со дня рождения композитора, народного артиста СССР, почетного гражданина Калуги и Калужской области, проходят в нашем городе на протяжении всего года. Яркими аккордами стали праздничная концертная программа в концертном зале филармонии и недавняя премьера оперетты Серафима Туликова «Баранкин, будь человеком!» по повести Валерия Медведева.

Песенная летопись

Нет, наверное, ни одного человека рожденного в СССР, кто бы не знал таких песен, как «Ленин всегда с тобой», «Любите Россию» и «Не стареют душой ветераны». Песни Серафима Туликова – а их было написано почти 500 – исполняли Иосиф Кобзон, Дмитрий Хворостовский, Муслим Магомаев, Клавдия Шульженко, Людмила Зыкина, Галина Ненашева и другие знаменитые артисты.

Прекрасные, проникновенные мелодии и слова всегда находили отклик в душе людей разных поколений, и творчество композитора было поистине народным.

– С «БАМовским вальсом» Туликова у меня связаны воспоминания, – рассказывает заслуженный артист России, почетный гражданин Калуги, руководитель ансамбля «Калинка» Владимир Сергеевич Иванов. – Наш коллектив активно участвовал в БАМовских фестивалях. Один из концертов проходил в Тынде. В зале сидели строители, лесорубы. Солист Большого театра, бас Лев Вернигора исполнял в сопровождении «Калинки» арию Мельника из оперы «Русалка», романсы, «Вдоль по Питерской», а из зала настойчиво требовали спеть «Парень взял аккордеон»,  называя по первым строчкам «БАМовский вальс». Может быть, они и не знали автора, но песня им полюбилась, потому что в ней поется о них! И сегодня песни Туликова, пронизанные любовью к Родине, как никогда актуальны.

Владимир Сергеевич уверен, что музыка Серафима Туликова – это музыка будущего. Творчество композитора не исчерпывается песенным материалом: им созданы две симфонии, «Молодежная увертюра», инструментальные произведения для фортепиано, духовых инструментов, уникальное сочинение для балалайки с оркестром и многое другое. Кантата для хора, солистов и оркестра «Приокские рассветы» написана композитором в 1971 году к 600-летию Калуги, ее премьера состоялась на юбилейных торжествах.

«Наш Туликов»

Почетной гостьей юбилейного концерта стала дочь композитора Алиса Серафимовна Туликова. Она вспомнила любимую фразу своего отца, звучавшую, если дома что-то делалось неправильно: «Так в Калуге не принято!» События детства и юности, связанные с родным городом, на всю жизнь оставили след в душе Серафима Туликова, и связь с ним он не терял никогда.

Алиса Серафимовна посетила детскую школу искусств № 2 им.С. С. Туликова, где ее радушно встретили начальник управления культуры Яна Васина, директор школы Мария Доронина, заведующая музеем и творческим центром Ирина Зотова, педагоги школы. Сопровождали гостью Татьяна Григорьевна и Владимир Сергеевич Ивановы, которых с семьей Туликовых связывает многолетняя дружба. За чашкой чая делились воспоминаниями, подводили итоги юбилейного года, строили планы на будущее.

Имя композитора было присвоено школе при его жизни, в 2000 году, и он, шутя, называл ее «школа имени меня». Педагоги и ученики относились к Серафиму Сергеевичу с огромным уважением и любовью, он был для них «наш Туликов». Алиса Серафимовна много лет деятельно участвует в жизни школы.

В 2004 году Серафим Сергеевич ушел из жизни. У Татьяны Григорьевны Ивановой, которая возглавляла в то время школу искусств № 2, появилась идея создать музей. Алиса Серафимовна предоставила для экспозиции бесценные предметы: фото, документы, книги, ноты, пластинки, афиши, личные вещи композитора. В музее можно увидеть костюм, в котором он выступал на престижных правительственных концертах, его рабочий стол, телефон, записные книжки и даже тулуп, в котором Серафим Сергеевич ездил на зимнюю рыбалку, – он всю жизнь был заядлым рыбаком.

В 2024 году телеканал «Россия – Культура» и ТРК «Ника ТВ» выпустили  новые документальные фильмы, посвященные творчеству композитора.

Сохранить наследие

Алиса Серафимовна – переводчик, преподаватель иностранного языка, кандидат педагогических наук. Много лет она работала в Большом театре, сопровождала коллектив в зарубежных гастрольных поездках. Делом жизни стала для нее популяризация творческого наследия отца. В год столетия композитора вышла книга Алисы Туликовой «Жизнь, прожитая не зря», в которую вошли воспоминания друзей и коллег композитора и его собственные размышления.

Композитор никогда не настаивал на том, чтобы дочь пошла по его стопам.

– Помню, как отец застал меня за инструментом, – я разучивала «Болезнь куклы» П. И. Чайковского, – вспоминает Алиса Серафимовна. – На улице мальчишки носились на велосипедах, и я то и дело бегала от пианино к окну. Мне не терпелось к ним присоединиться. Ну какая тут может быть «кукла»?! И папа решительно это остановил. Он взял ноты, закрыл крышку пианино и сказал: «Иди, катайся!» Сам он прошел очень трудный путь, но у него было огромное желание посвятить себя музыке. А если такого желания нет, то зачем?

Открытые двери

В Москве на улице Огарева стоит дом, где жила семья Туликовых. Квартира и сейчас хранит дух композитора, там все остается так, как было при нем. Соседями Туликовых были выдающиеся музыканты: Исаак Дунаевский, Георгий Свиридов, Михаил Островский, Мстислав Ростропович и многие другие. С легкой руки Алисы Серафимовны этот дом известен как «дом ста роялей». Так она назвала книгу воспоминаний, посвященную его жителям.

Одна из комнат в квартире Туликовых была кабинетом Серафима Сергеевича. В каких-то особых условиях для творчества композитор не нуждался.

– Папа никогда не закрывал дверь в кабинет, – вспоминает Алиса Серафимовна. – Он мог часа полтора-два сидеть за инструментом и что-то наигрывать, подбирать. Если я или мама говорили: «Какая симпатичная мелодия!», он отвечал: «Да ну, ерунда!» Дверь в кабинет закрывалась, только когда приходил Михаил Пляцковский. Отец называл его «маленький человек с большим портфелем». Он был очень талантлив и имел хороший вкус. Поэт чувствовал дух времени, понимал, какие мелодии и ритмы будут лучше воспринимать молодые слушатели.

Известна история о том, как ансамбль «Самоцветы» записывал песню «Не повторяется такое никогда». Серафиму Сергеевичу, музыканту с классическим консерваторским образованием, категорически не понравилось такое исполнение: «Это какая-то Бразилия!» Но песня осталась жить в этом варианте благодаря его дочери и автору слов Михаилу Пляцковскому.

В кругу калужских друзей Алиса Серафимовна поделилась замыслом новой работы о Туликове и его родном городе.

 

Екатерина ШЕВЕЛЕВА

Фото автора, из соцсетей Калужской областной филармонии и творческого центра музея С. С. Туликова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *