Для педагога дополнительного образования Валентины Терениной декоративно-прикладное творчество – и хобби, и работа
Как отметил Василий Сухомлинский, истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев. Именно от них, образно говоря, идут нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Необходимо вовремя заметить эти таланты и постараться как можно раньше дать возможность детям их проявить.
Новое платье для куклы
Валентина Теренина работает в культурно-досуговом центре «Турынино» пять лет и обучает азам и тонкостям декоративно-прикладного искусства детей с 6 до 14 лет в кружке «Арт-декор». Большая часть ее педагогической практики прошла в профтехобразовании, где она преподавала математику, потом ушла в сферу дополнительного образования, работать с маленькими детьми.
– Эту работу я, можно сказать, себе запрограммировала, когда говорила коллегам, что в тяжелые времена не пропаду: возьмусь вести кружок «Умелые руки», и у меня всегда будет кусок хлеба, – говорит Валентина Васильевна. – И вот захожу как-то в интернет, а там вакансия: требуется педагог декоративно-прикладного искусства. Вся моя жизнь – это творчество. Просто так даже тюль не повешу, обязательно задрапирую ее по-особенному.
Свои творческие способности Валентина проявила уже в четыре года – сделала наряд для куклы, и запомнилось это надолго:
– Отец был военный, однажды он привез маме из командировки крепдешиновое платье – последний писк тогдашней моды. Мама стоит перед зеркалом и говорит: «Видишь, какое красивое!.. Сейчас я буду носить, а потом тебе отдам, будешь куклам платья шить». Я долго ждать не стала – в тот же вечер накроила своим куклам новые наряды. Мама до сих пор этот случай вспоминает: «Это ж надо было, ведь что-то же тогда получилось».
Девочка окончила художественную школу в Барнауле, но в творческий вуз идти побоялась. Семья военного тогда колесила по всему Союзу, и школьнице не хватило серьезной подготовки.
Каждый ребёнок – творец
– Мне нравится то, чем я сейчас занимаюсь. Изготовление поделок формирует нужные трудовые навыки у детей, развивает эстетический вкус и уважение к труду, воспитывает усидчивость. Каждый ребенок рожден творцом, и с ними такое большое поле расстилается для фантазии. Создавать красоту своими руками – что может быть прекраснее? – говорит Валентина Васильевна. – Я рада, когда дети со мной в чем-то не соглашаются и предлагают свое видение. Кто-то подходит творчески, а некоторые аккуратно повторяют за преподавателем, и это тоже здорово. Как педагог я делаю две работы одновременно: учу детей работать руками и запускаю механизм образного мышления.
К примеру, недавно в «Арт-декоре» проводили мастер-класс по изготовлению куклы-оберега «На счастье». «Хотите, мы сделаем куклу, которая будет исполнять ваши желания?» – сказала я детям. – Для этого при ее изготовлении нужно думать о добром и хорошем, чтобы обереговая кукла наполнилась правильной энергией».
Есть и определенные трудности. Многим навыкам, которые совсем недавно казались привычными приходится обучать с нуля.
– Девочки зачастую не умеют ни косы плести, ни банты завязывать. Сделать правильный узелок из нитки тоже приходится учить. Шить – это отдельная история. Обязательно спрашиваю у мамы, можно ли дать ребенку иголку. Иногда приходится слышать в ответ: «Если вам охота возиться – давайте». Но стоит только показать – все отлично получается.
Валентина Васильевна сама частенько посещает интересные мастер-классы. Ей по душе современные направления в декоративно-прикладном творчестве – делает куклы Тильды, картины в технике шерстяной живописи. Новое ее увлечение – котомания – создает стилизованных котов в разнообразной технике.
Лучшее открытие
Способность к прикладной деятельности, по мнению педагога, не является врожденной, а развивается на протяжении всех занятий. К примеру, десятилетний Андрей смастерил большой дом из обычной картонной коробки.
– Я думаю, у него настоящий талант архитектора. Увидел будущий дом в коробке, где хранятся нитки. На каждом занятии он его доделывает – в доме появилась терраса, будут газоны и гараж…
Коллектив КДЦ «Турынино» принимает участие во всех городских творческих конкурсах. «Мы живем от праздника до праздника», – говорят сотрудники. И стараются привлечь к этому увлекательному процессу детей, с их фантазией и образом мышления. Сейчас в разгаре работа по изготовлению ростовой куклы для конкурса снеговиков. Казалось бы, снеговик – что тут придумаешь нового? Ведро на голову, шарфик, морковка вместо носа – узнаваемый образ.
– Говорю детям: давайте думать. И такое придумали!.. Но секрет пока не раскроем, хотя работа уже кипит, и каждый день идея доводится до совершенства, – говорит мастерица. – Снеговик получится особенным, я уверена.
Особый эмоциональный настрой детей во время совместного творчества, радость общения и удовольствие, получаемое от создания красивой необычной поделки, – все это очень важно для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносит детям изготовление своими руками незамысловатых изделий! Ребенок создает все новые и новые комбинации и порой сам удивляется тому, что у него получилось из первоначальной затеи.
Пусть еще не всегда умело и уверенно, дети создают свой удивительный мир художественных образов и чувств. А опытный наставник помогает воспитывать душу ребенка и учит не только видеть и понимать прекрасное, но и творить его. Художественное творчество для ребенка – это всегда открытие, считает Валентина Васильевна. А лучшее открытие то, которое ребенок делает сам.
Ольга Коновалова