Почему многие не желают знать о своих правах в системе ОМС?
Что горожане знают о своих правах на бесплатное лечение? Пациенты, с которыми мне с представителем территориального фонда ОМС удалось пообщаться в калужских поликлиниках, как ни странно, чаще всего интересовались не соблюдением своих законных прав медицинского страхования, а тем, на каком этаже и в каком кабинете сидит тот или иной доктор. И даже те, кто хотя бы раз обращался в страховую организацию, например за оформлением медицинского полиса, не знали, что страховые представители должны еще участвовать в рассмотрении жалоб на качество медицинской помощи, урегулировать различные спорные ситуации между пациентом и медицинской организацией. Что это за тенденция?
«А зачем это надо?»
Бытует мнение, что, мол, несмотря на то что разработана система медицинской помощи пациентам, в реальной жизни обратиться не к кому. Так ли правомерно это утверждение? Мы решили пообщаться на этот счет с посетителями поликлиники «Красного Креста», которая находится на улице Луначарского. Время 9 часов 30 минут, у регистратуры прилично людей. В очереди все в масках, многие в резиновых перчатках.
– Здравствуйте, в какой компании вы получили полис ОМС? – спрашиваю у мужчины средних лет, который назвался Николаем Ивановичем.
Тот заметно нервничает, не понимая, в чем, собственно, суть моего вопроса. Как потом выяснилось, страховой полис мужчине на работе выдали заочно, без его ведома, поэтому название компании он не запомнил. Да и зачем это надо…
Объясняю, что именно страховщик защищает его права, по полису можно не только лечиться бесплатно, но и проходить профилактические осмотры. Причем бесплатно можно лечить не только простуду, но и сделать некоторые довольно дорогие операции. Но, похоже, данная информация интереса к охране собственного здоровья у мужчины не вызвала.
Формализм недопустим
Не лучшим образом в данной ситуации выглядят и страховщики, в обязанности которых входит обязательное информирование застрахованных граждан о своих правах, проведение регулярных опросов людей о качестве медицинского обслуживания, работе того или иного лечебного учреждения. Причем делать это надо вживую, что называется, лицом к лицу, а не через стенды и прочие обязательные атрибуты страховых организаций, размещенных в поликлиниках. Во время нашего посещения интереса у посетителей они явно не вызвали. Словом, формализм здесь недопустим, никакие графики ежемесячных приемов застрахованных граждан не заменят живого человеческого общения!
Вот и получается, формальный подход с одной стороны и неосведомленность и безразличие к себе с другой приводят к тому, что пациентов государственных лечебных учреждений могут ввести в заблуждение, предлагая вместо услуг, оплачиваемых по ОМС, платный сервис. А потом «незнайкам» приходится тратить личное время, чтобы вернуть свои кровные деньги.
Пациент пациенту рознь
Однако в общении с посетителями выяснилось, что не всё так однозначно, калужане по-разному относятся к своему здоровью. Например, люди среднего и старшего поколения в основном знают названия страховых компаний, неплохо ориентируются в профильном законодательстве, а вот молодежь зачастую равнодушна к своему здоровью, проявляя минимум интереса к ОМС. Но тут ничего не поделаешь, как говорится, спасение утопающего – дело рук самого утопающего.
По словам страхового представителя второго уровня компании «МАКС-М» Ульяны Немировской, в каждом подведомственном лечебном учреждении есть информация, в каком кабинете и в какое время принимает страховой представитель, указан телефон страховой компании. Словом, читай, звони, интересуйся, спрашивай!
– В составе бригады мы ежемесячно выезжаем в лечебные заведения, занимаясь обеспечением желающих полисами страхования, принимаем жалобы, консультируем посетителей по различным вопросам. Например, по соблюдению прав застрахованных лиц при оказании медицинской помощи, оказании помощи в конфликтных ситуациях. Также информируем граждан по факту диспансеризации с помощью информационного материала – памяток, листовок, брошюр, – сообщила она.
– Почему на стационарные телефоны страховщиков люди редко звонят?
– Как показала практика, в случае заболевания калужане чаще всего звонят на телефоны «горячей линии» единого областного колл-центра *040 или 8 800 450 30 03 со своего мобильного. Нам также поступает много звонков, пишут обращения. На 1 ноября к нам поступило более 35 тысяч письменных и устных обращений, много вопросов по механизму выдачи страховых полисов, выбору страховой организации, а в нашем регионе их две – «МАКС-М» и «СОГАЗ-МЕД», а также выбору лечебного заведения и конкретного врача, – объяснила Ульяна Немировская.
Примерно такой ответ нам дал и главный врач областной стоматологической больницы Владимир Цуканов во время посещения этого лечебного учреждения.
– Не уверен, что телефон страховых компаний раскаляется от звонков желающих, в то же время по моему личному номеру обеспечена хорошая обратная связь с посетителями. Такая информация размещена на самом видном месте, а также во всех филиалах стоматологической больницы. Кто звонит – обязательно дозванивается, – уверен он.
Постскриптум
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования об отношении россиян к обязательному медицинскому страхованию и своему здоровью. По данным опроса, полисом пользуются 92% граждан. 56% в последний раз обращались по нему в медучреждения менее года назад. О том, что у них нет полиса обязательного медицинского страхования, сказали всего 2% респондентов. В целом за своим здоровьем стараются следить 79% граждан, тщательно это получается у 15%.
Словом, есть активные граждане, кому дорого собственное здоровье. А есть и те, кто даже не знает название страховой компании, не говоря уже о доступных возможностях и услугах по программе бесплатного медицинского страхования. Причины тут разные. В любом случае не забывайте, что при наличии полиса у каждого есть страховой представитель – ваш личный консультант.
Перечень бесплатных услуг по полису ОМС
Итак, бесплатно каждому имеющему полис ОМС положена:
• Поликлиническая помощь – по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, по медицинской реабилитации, по наблюдению за течением беременности, по формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в плановой и неотложной формах.
• Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь – оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, включает в себя: профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных технологий, медицинскую реабилитацию.
• Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь – в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
• Паллиативная медицинская помощь – это всесторонняя поддержка тяжелобольных и неизлечимых людей. Включает доврачебную и врачебную, и паллиативную специализированную медицинскую помощь.
Паллиативная медпомощь по ОМС оказывается бесплатно в амбулаторных условиях, в том числе на дому, в условиях дневного стационара и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.
Александр Трусов