«Мир гитары» открыла сюита из оперы «Кармен» Жоржа Бизе

Журналисты разных СМИ задают организатору фестиваля Олегу Акимову один и тот же вопрос: чем этот фестиваль будет отличаться этот фестиваль от предыдущих, чем вы удивите публику на этот раз?

Самое главное, что «Мир гитары» вернулся к своему обычному пятидневному формату, включая детский фестиваль и дневные концерты в Доме Музыки. В Калугу приехали музыканты из дальнего зарубежья, хотя это было и непросто. Каждый день зрителей ждут премьеры. Это и музыканты, которые впервые выступают в Калуге, и произведения, которые исполняются впервые в России, а то и в мире.

Виват, Испания!

Первый день фестиваля был посвящен испанской музыке и 120-летию композитора Хоакина Родриго. Практически все гитаристы исполняют или когда-либо исполняли музыку этого выдающегося композитора. Знаменитый Аранхуэсский концерт Хоакина Родриго прозвучал во втором отделении. Соло на гитаре исполнил Петрит Чеку из Хорватии, один из лучших в мире исполнителей этого произведения. Ради того, чтобы выступить на открытии «Мира гитары», музыкант прошел вакцинацию. На следующий день Петрит пришел на вечерний концерт уже в качестве зрителя. У него в Калуге уже появились поклонники: люди подходили к нему в зале, чтобы взять автограф и сделать совместное фото. Музыкант отзывался на просьбы с доброжелательной улыбкой, столь теплый прием его явно радовал.

Премьера первого дня фестиваля — Средиземноморский концерт — посвящение Хоакину Родриго. Его исполнил автор, испанский гитарист Хуан МануэльКанизарес, в сопровождении Симфонического оркестра Калужской филармонии им. С.Т. Рихтера.

Открыла фестиваль сюита из оперы «Кармен» Жоржа Бизе в исполнении FRAUCHI GUITAR QUARTET из Москвы.

Интервью в антракте

Дмитрий Мурин, Дмитрий Татарки, Евгений Номеровский, Сергей Урюпин – ученики легендарного российского музыканта Александра Фраучи, и свой ансамбль они назвали в честь своего учителя. После выступления они любезно согласились на короткое интервью.

— Ваше выступление на сегодня закончено?

Дмитрий Мурин.К сожалению, да. Только разыгрались, и надо уходить со сцены. В самый раз было бы сыграть еще одно отделение, ведь обычно мы играем полный концерт. Мы должны были исполнить одно произведение, но так сложились обстоятельства, что сыграли еще и сюиту Кармен.

— Удивительно, что «самую испанскую» музыку написал французский композитор Жорж Бизе.

Дмитрий Татаркин. В истории музыки много курьезов. К примеру, «Ревность», самое хитовое аргентинское танго ХХ века, написал датчанин Якоб Гадэ.

— Оркестр из 4-х гитар звучит как оркестр. Как вам это удается?

Дмитрий Мурин. Кроме гитар звучат наши сердца – это я говорю совершенно серьезно.

Дмитрий Татаркин. А еще, конечно, находки аранжировщика. Звук кастаньет мы имитируем, постукивая по корпусу гитары. В зависимости от того, чем стучишь и по какому месту корпуса, можно получить разный звук – глухой, звонкий, громкий, тихий.

— Гитары у вас одного мастера или разных?

Дмитрий Татаркин. Гитары у нас разных мастеров, у каждого инструмента немного отличается тембр, звукообразование, динамика. Плюс у каждого музыканта отличаются руки, пальцы, ногти, звукоизвлечение. Это очень здорово, иначе ансамбль звучал бы как одна большая балалайка. И для исполнения мы выбираем такую музыку, где есть полифония, много функций, есть громкие ноты и тихие, есть интересные линии, когда инструменты разговаривают между собой. Это интересно В основном, хорошие композиторы так и пишут. Попса устроена более примитивно: мелодия, бас и гармония — «умца, умца». Ее мы практически не играем.

— Как вы решаете, кто какую играет партию? Есть ли в ансамбле «первая гитара» по аналогии с первой скрипкой в оркестре?

Евгений Номеровский.Подбрасываем монету (смеется).

Дмитрий Татаркин. В струнном оркестре первая скрипка играет верхний голос, это всегда мелодия. У нас партии примерно равноценны. Распределяет их аранжировщик: он знает сильные места каждого музыканта и дает ему то, что он сыграет лучше всего.

А вы знаете, что на протяжении всей истории музыки каждый композитор писал для конкретного исполнителя? Когда Бах писал кантату, где есть соло для гобоя, он знал, что музыкант не сможет сыграть, а что сыграет хорошо.

— Сегодняшняя«Кармен» прозвучала в вашей аранжировке?

Дмитрий Мурин. Нет, это аранжировка американского композитора. А Хоакин Родриго написал свое произведение специально для четырех гитар и оркестра. Для квартета вообще очень мало написано. Мы играем переложения, аранжировки.

Дмитрий Татаркин. Мы гордимся тем, что специально для нас пишут прекрасные композиторы и аранжировщики. Мы создаем оригинальный репертуар. Играть то, что до нас уже все переиграли, неинтересно. Например, у нас есть уникальный увертюрный проект. Мы играем увертюры к сюите, к кантате, к опере, к балету, кинофильму – все типы увертюр за последние 350 лет.

Дмитрий Мурин. Сериала только нет (смеется).

Евгений Номеровский. И компьютерной игры (смеется).

Дмитрий Татаркин. Есть проект барочной музыки под названием «В каждой музыке – Бах». Это произведения самого Иоганна Себастьяна Баха и те, которые ему ошибочно приписывали. Есть программа, посвященная танго с рабочим названием «Не только Пьяццолла» — там сам Пьяццолла, музыка, на которой он воспитывался и традиционное аргентинское танго, которое его окружало. Мы играем с вокалистами, скрипкой, флейтой, с оркестром.

— Как прошел для вас период пандемии?

Дмитрий Мурин. Как и все – включили «режим кактуса»: постарались в тяжелых условиях сохранить ресурсы. Берегли свои семьи, не общались, не репетировали. Кофе пили по зуму. У меня в ноябре должен был состояться большой сольный концерт в двух отделениях. Я серьезно готовился, занимался, но за неделю до концерта заболел ковидом и попал в больницу. Это было очень обидно.

Дмитрий Татаркин. Плохо, конечно, что у нас многие интересные концерты отменились в разных городах. Сейчас будем планировать заново. О Европе речь пока не идет – там полныйлокдаун, все сидят по домам.

Дмитрий Мурин. Но во всем надо искать какие-то положительные моменты, даже в пандемии. И плюс в том, что мы очень соскучились друг по другу, по музыке, по сцене, и сейчас получаем огромное удовольствие от выступления.

Скромное очарование лютни

Во второй день фестиваля зрителей пригласили в путешествие по времени. Любителей музыки барокко собралось не так много. Они терпеливо ждали начала концерта: камерный оркестр MUSICA VIVA немного задержался в пути, и музыкантам потребовалось время на саундчек.

Впервые на «Мире гитары» выступил немецкий музыкант Михаэль Дёккер. Он исполнил произведение для лютни с камерным оркестром Иоганна Фридриха Фаша. Лютня звучит глуховато и не так выразительно, как гитара. Тем не менее, в XVIвеке это был главный сольный инструмент. Произведения для лютни писал Иоганн Себастьян Бах – кстати, Фаш был его современником. Но есть в музыке эпохи барокко спокойное очарование. Она предсказуема и безопасна, помогает успокаить расстроенные чувства. Если вам нужно найти точку опоры в нашем непростом мире, или, как модно сейчас говорить, «заземлиться» — послушайте Баха. Или Фаша.

«Мир гитары» продолжается. Впереди – презентации новых альбомов Романа Мирошниченко и дуэта «Белый острог», и закрытие фестиваля с участием Дмитрия Илларионова, посвященное 50-летию группы Queen. Все билеты на последний концерт уже проданы, но… не теряйте надежды!

Екатерина Шевелева, фото Антона Забродского