Бортпроводница Валерия Васильева – о плюсах и сложностях работы в авиации
Профессию стюардессы многие представляют себе как воплощение мечты: постоянные путешествия, новые знакомства, ощущение свободы. Однако романтический образ зачастую сильно отличается от действительности. За красивой картинкой скрываются напряженный график, четкая организация и постоянная готовность к нештатным ситуациям. Их будни заполнены заботой о комфорте и безопасности пассажиров на борту самолёта.
РАБОТА С ХАРАКТЕРОМ
Валерии Васильевой 24 года, она работает бортпроводницей в одной из крупных российских авиакомпаний.
– Ещё в пятнадцать лет, будучи школьницей, я задумывалась об этой профессии. Тогда мне казалось, что это невероятно просто: одиннадцать классов образования – и вот ты уже парящая над облаками красавица. Но эта видимая простота меня, как ни странно, и отпугивала. Профессия представлялась мне несколько примитивной.
Прежде чем надеть форму бортпроводника, я получила высшее образование – диплом учителя истории и английского языка. Во время учебы я даже работала по специальности. По окончании университета на глаза попалось объявление о вакансии бортпроводника, и это стало для меня интересным вызовом – возможностью изменить жизнь и увидеть мир.
Когда стала учиться, поняла, что простота – это последнее, что можно сказать об этой профессии. За элегантными улыбками и подачей вкусных напитков скрывается большая и трудная работа. Прежде всего это глубокое понимание авиационного права – ведь работа бортпроводника регулируется строгими нормами и правилами. А дальше – психология, потому что каждый полет – это работа с сотнями людей, и каждый со своим характером, настроением и потребностями.
Кроме того, авиационная медицина – отдельная область знаний, требующая не только умения оказывать первую помощь, но и готовности к экстренным ситуациям, вплоть до принятия родов на борту. Такая медицина существенно отличается от той, с которой мы сталкиваемся в обычной жизни: условия и ресурсы ограничены, а ответственность максимальна.
Язык – еще один важный аспект. В российских компаниях, как правило, требуется уверенное владение английским языком, а знание других языков – большое преимущество. В целом профессия требует широкого кругозора и готовности постоянно учиться, ведь эта сфера постоянно развивается.
ГИБКОСТЬ И СТРОГОСТЬ
– График работы – это отдельная история. За месяц нам предоставляется предварительный план полетов, но изменения в нем – дело обычное: отмена рейса, задержка, внеплановая замена направления. Сегодня Санкт-Петербург, завтра – Анталия. Рейсы могут быть разворотные (туда-обратно), а командировки, которые мы называем эстафетами, продолжаются несколько дней. Профессия бортпроводника требует гибкости и готовности к непредсказуемости.
Подготовка к рейсу начинается задолго до вылета. Следует привести себя в порядок, соблюдая строгие правила внешнего вида. Бортпроводники – лицо авиакомпании, их внешний вид должен соответствовать высокому стандарту: идеально выглаженная форма, аккуратная прическа (пучок для длинных волос обязателен, короткие волосы не должны касаться пиджака), сдержанный макияж и маникюр пастельных тонов, естественный цвет волос – никаких ярких оттенков.
Предполетный отдых – это не роскошь, а необходимость. Также до вылета надо подготовить документы бортпроводника и, что крайне важно, надеть светоотражающий жилет. Без него перемещение по лётному полю категорически запрещено – это вопрос безопасности.
За час до вылета – брифинг, где мы обсуждаем детали рейса: количество пассажиров (взрослых, детей, пассажиров с ограниченными возможностями), особенности посадки и, конечно же, повторяем теорию авиационной безопасности и оказания первой медицинской помощи. Знание этих правил – залог успешной и безопасной работы. Строгость здесь оправдана: три неправильных ответа на вопросы во время брифинга – и тебя снимают с рейса. К счастью, ни у меня, ни у моих коллег такого еще не случалось.
ГЛАВНЫЙ ПРИОРИТЕТ
– На первый план нашей работы выходит именно взаимодействие с людьми. А это, поверьте, задача непростая, ведь каждый человек индивидуален. Спектр запросов невероятно широк. Иногда это стандартные просьбы – подать напитки, помочь с багажом. В других случаях нам приходится проявлять дипломатическую ловкость, решая конфликтные ситуации или успокаивая плачущих детей. Да, порой приходится побыть и няней.
Проблемные пассажиры – это, к счастью, не повседневность, но если такое случается, мы быстро находим решение. Как правило, инциденты возникают с людьми в состоянии алкогольного опьянения, чьи выходки могут представлять угрозу для безопасности рейса. В таких случаях мы вынуждены принимать меры, вплоть до снятия его с борта. То же самое касается буйных пассажиров, отказывающихся соблюдать правила поведения на борту. Безопасность – наш главный приоритет.
ВНУТРЕННИЙ ЯЗЫК
– Когда я только начинала работать, больше всего переживала по поводу возможных аварийных ситуаций. Ведь на тебе лежит ответственность не только за собственную жизнь, но и за жизнь пассажиров, которых нужно спасать и эвакуировать. Ты – оператор всего бортового оборудования, и это осознание внушает трепет. Однако с опытом понимаешь, что тщательно подготовлена к любой ситуации.
Кстати, для экстренных случаев у нас есть специальные кодовые слова и сигналы, известные только членам экипажа. Это наш внутренний язык, который позволяет летчикам и бортпроводникам эффективно взаимодействовать между собой, не вызывая панику у пассажиров. Очень важно сохранять спокойствие и хладнокровие даже в самых стрессовых ситуациях. Спокойный, уверенный взгляд – один из ключей к успешному разрешению любых проблем. К счастью, в моей практике аварийных ситуаций не было.
ОБЛЕТЕТЬ ВЕСЬ МИР
– Многие считают, что работа стюардессы – это сплошное путешествие и возможность облететь весь мир. И это действительно так, но реальность немного отличается от гламурных картинок в социальных сетях. Сколько времени удаётся провести в каждом городе? Все зависит от графика рейсов. Иногда всего пять часов, достаточных только для того, чтобы выйти из аэропорта и выпить кофе, а иногда – целые сутки или даже больше, что позволяет действительно познакомиться с местностью.
Безусловно, за время своей работы я побывала в местах, которые, возможно, никогда бы не увидела, если бы не моя профессия. Разнообразие городов, культур и впечатлений – это бесценный бонус к моей работе.
Начальник отдела рекламы, коммуникаций и неавиационной деятельности международного аэропорта «Калуга» Владислав Еремин поделился интересными деталями о работе воздушных ворот региона:
Ежедневно через наш аэропорт проходит значительное количество пассажиров. Точные цифры зависят от сезона, дня недели и расписания рейсов.
За последний отчётный год аэропорт обслужил
70 975 пассажиров, включая как прибывающих, так и вылетающих. За все время с момента реконструкции аэропорта – более 1 053 000 человек.
Самые дальние направления: рейсы в Сочи – 3 часа 20 минут и Минеральные Воды – 2 часа 55 минут.
Любимые направления у калужан – Сочи, Минеральные Воды и Санкт-Петербург. На эти рейсы заполняемость всегда выше 90 %.
Беседовала Екатерина КОМАРОВА
Фото из архива Валерии Васильевой