«Мне это дело по душе»

Студентка КГУ Мария Докукина – о том, почему она выбрала профессию учителя

Учась на 4-м курсе института естествознания, Мария, а точнее, Мария Романовна уже преподает в школе, начав свой путь на нелегком учительском поприще. Сделать уроки биологии и географии по-настоящему интересными, увлечь учеников предметом, зажечь в них искру знаний – в этом она видит свою главную задачу.  Молодой педагог рассказала нам о начале работы, своем выборе и профессиональных мечтах.

Продолжить династию

– Мне о вас говорили как о человеке, который горит желанием быть учителем. Как это стремление сформировалось?

– В детстве я мечтала стать либо врачом, либо учителем. В нашей семье прослеживается педагогическая династия: моя мама – преподаватель в колледже, тетя и бабушка – учителя. Но в выпускном классе я решила поступать в медицинский, поэтому сдавала экзамены по химии и биологии. Однако вскоре поняла, что вид крови меня пугает и быть врачом – это не мое. И я приняла решение продолжить семейную династию и стать учителем. Когда я была ребенком, мама часто брала меня на работу. Я сидела у нее на занятиях и слушала. И потом говорила ей: «Мам, ты такая классная, ты даешь знания детям». Студенты к ней тянутся, очень ее любят. А ещё мне очень нравилось помогать маме проверять письменные работы, я даже просила, чтобы она дала ребятам самостоятельную, а я помогла бы ей с проверкой.

В работе учителя мне нравится передавать детям знания, которыми я владею, учить их познавать мир. Когда видишь, как у твоих учеников горят глаза, что они тебя слушают, понимают и запоминают, – это дорогого стоит. Это очень благодарная профессия.

– Ваше решение стать педагогом семья поддержала?

– Конечно. Мама и тетя меня поддерживают. Я выбирала между учителем начальных классов и преподавателем биологии и географии.

В родной школе

– Вы не только учитесь, но и уже работаете по профессии.

– Да, я устроилась в 44-ю школу, моя нагрузка – 18 часов. Сейчас я совмещаю практику и работу.

– Как вас приняли в коллективе?

– Это моя родная школа, в которой я училась. Учителя меня знают. Признаюсь, сначала мне было немного неловко, что педагоги должны воспринимать меня уже не как Машу, а как Марию Романовну. Но к своему новому статусу начинаю привыкать: я учитель.

– Коллеги вам помогают?

– Учитель биологии Юлия Анатольевна – мой наставник. Со всеми вопросами, которые у меня возникают, я обращаюсь к ней. Она помогает, подсказывает, как лучше, правильнее поступить. Недавно была ситуация: дети не очень хорошо написали самостоятельную. Мне не хотелось ставить им плохие отметки – это же и оценка моей работы. Юлия Анатольевна посоветовала: «Не переживай, пусть они готовятся и исправляют их, переписывают самостоятельные».

Первые шаги – самые трудные

– С какими классами работаете?

– С 5-го по 7-й, а ещё с 10-ми и 11-ми. В университете мне сказали, что работать со старшеклассниками будет непросто, методику мы ещё не изучали. Я пока справляюсь, но методист предложила помощь и всегда готова оказать мне поддержку.

– Как старшеклассники относятся к тому, что учитель всего на несколько лет их старше?

– Часто шутят, но я на эти шутки не реагирую. Стараюсь не давать им расслабляться, соблюдаю субординацию.

– Когда идешь на практику в школу, как правило, есть какие-то ожидания, как всё сложится. Ваши представления оправдались?

– Честно сказать, я спустилась с небес на землю. Ты приходишь на урок, даешь детям все, что знаешь, а они далеко не всегда хотят воспринимать эту информацию. Я часто расстраиваюсь по этому поводу. Но стараюсь, готовлюсь: все, чему меня научили, хочу им передать. И дети это все равно чувствуют. Ко мне недавно подошли две ученицы и говорят: «Мария Романовна, где вы так научились объяснять? Какая вы классная, добрая, хорошая». Эти слова греют душу, и хочется продолжать свою работу.

– Помните, каким был ваш первый урок в школе?

– Я очень волновалась. Боялась что-то не то сказать, или вдруг дети будут шумно себя вести, а я не смогу их успокоить. В первый день у меня было четыре или пять уроков. Мне было так страшно, что руки тряслись. Но прошло, кстати, все хорошо. Потом я заболела, но больничный не взяла. Только пришла работать и сразу на больничный уходить? Продолжила работу, чтобы замены не ставили, чтобы с детьми познакомиться. Вела себя как боец.

Заинтересовать учеников

– Как пробудить у детей интерес к знаниям?

– Если вижу, что ученик не хочет работать на уроке, даю ему заранее подготовленную карточку, и он уже старается выполнить задание и получить оценку. Стремлюсь так построить урок, чтобы дети не расслаб­лялись, а работали, отвечали. Пытаюсь их заинтересовать, нахожу какие-то интересные факты, а они удивляются: «А мы этого не знали!» Пользуюсь интерактивной доской, если есть такая возможность, обязательно даю материал под запись в тетради: если записано – запоминается лучше.

Использую на уроках и игровой компонент, через игру дети лучше усваивают материал, провожу различные викторины. Но основная часть уроков – традиционная: опросы домашнего задания, ответы, повторение, новая тема. Но урок – это живой процесс, и не всегда все проходит так, как запланировала. Иногда дети приходят неподготовленными, это тормозит учебный процесс.

Классного руководства у меня пока нет. Но мой первый учитель через два года, когда я закончу учебу в университете, будет выпускать детей из начальной школы. И я планирую их взять в пятом классе.

– Что, на ваш взгляд, самое сложное и самое приятное в работе учителя?

– Самое приятное – благодарность учеников и осознавать, что уровень их знаний повышается. Они больше узнают, начинают разбираться в теме, увлекаются предметом. Самое сложное и трудное для меня – подготовка к урокам, особенно когда в один день их несколько и в разных классах. Это титанический труд, потому что надо найти интересный материал, посмотреть кучу книг, подготовить презентацию, сделать интересное видео.

– Каким видите свое будущее, скажем, лет через 5–10?

– Надеюсь, что я стану хорошим учителем. Мне пока непросто, я делаю первые шаги в этой профессии. Но я не пожалела о своем выборе. Мне это дело по душе. Достойный пример для меня – мои педагоги в университете, они прививают любовь к профессии и предмету. Раньше я любила биологию, а теперь от географии фанатею (улыбается) благодаря Татьяне Викторовне Константиновой, нашему преподавателю. Есть люди, которые тебя зажигают, а ты уже зажигаешь своих учеников.

Беседовала

Дарья ЛЕОНТЬЕВА

Фото предоставлены Марией Докукиной