Сергей Гунёнков 11 лет работает учителем начальных классов в школе № 25
Сегодня педагогов-мужчин в наших школах не так уж много. Чаще всего это преподаватели информатики, физкультуры, физики, истории. Но есть и совсем редкость: мужчина – учитель начальных классов. Именно такому педагогу мы решили посвятить публикацию накануне Дня учителя.
ИЗ АНИМАТОРОВ В ПЕДАГОГИ
На интервью я ехала с большим интересом: очень хотелось знать, как Сергей Николаевич сделал выбор в пользу педагогической профессии и стал первым учителем для самых маленьких, вчерашних дошколят. Когда я вошла в кабинет, там было полно детей. Ребята коротали время на продленке, ждали, пока за ними придут родители или братья с сестрами. Шумели, конечно. Однако их дружное жужжание не помешало нам побеседовать.
Сергей когда-то хотел пойти учиться на повара, после 10 класса думал уйти в колледж, однако всё-таки остался в школе. Потом узнал, что его одноклассники учатся в Кондровском педагогическом колледже, и решил поступить туда.
– У нас на первом курсе была практика, я пошел в школу. Меня как-то это зацепило, и всё, остался учиться. В пору учебы у меня был друг, мы до сих пор общаемся, он был детским аниматором. Как-то раз попросил меня помочь. В итоге я лет пять этим занимался. Мы уже закончили колледж, а я все еще вместе с ним работал в семейном парке развлечений, – вспоминает Сергей.
После колледжа Сергей Гунёнков получил и высшее образование – окончил Калужский государственный университет. Когда он пришел на работу в 25-ю школу, ему было всего 19 лет. И уже 11 лет он преподает в начальных классах. Вот как сам Сергей вспоминает начало своего педагогического пути.
– Я говорю: «На работу пришел». Они: «Вы, наверное, информатик или физик?» Я говорю: «Нет, учитель начальных классов». Они удивились, сказали: «Мы вам перезвоним». Не успел со второго этажа спуститься (администрация на втором этаже) – звонят: «Сергей Николаевич, у нас два встречных предложения: доведете класс, который уже есть, или возьмете новый?»
Я сказал, что мне не принципиально. В итоге дали довести второй класс. Когда я их взял, они не знали, кто у них будет педагогом, говорили: «Вот сейчас какую-нибудь бабку опять дадут…» А я стою возле кабинета и все это слушаю, – улыбаясь, рассказывает Сергей.
Конечно, стало интересно, как дети и родители реагируют на то, что классным руководителем будет мужчина.
– Дети в какой-то мере даже побаиваются, лишнего стараются себе не позволять. Есть, конечно, ребята, которые чересчур шаловливые, но в детстве все баловались. От этого никуда не уйти. Родители относятся нормально. Я всегда с ними стараюсь найти общий язык. Может, грубо прозвучит, но когда ты ставишь клеймо «я учитель – ты родитель», это неправильно. Мы все люди, должны между собой общаться так, чтобы найти общий язык друг с другом. Сам я очень открытый человек, всё говорю в глаза, напрямую.
В семье до Сергея Николаевича педагогов не было. Мама, например, медик с красным дипломом, а бабушка работала на Троицкой бумажной фабрике. А вот с супругой они трудятся на одном поприще – она работает в этой же школе и тоже преподавателем начальных классов. Они вместе уже 12 лет и воспитывают дочку.
– У меня сейчас первый класс, у неё – четвертый. У нас никогда не совпадали параллели. Может и хорошо, что не совпадали. Наши друзья спрашивают: «Вы друг другу не надоели? И в школе вместе, и дома». Мы отвечаем: «Если мы 12 лет вместе, значит, не настолько друг другу надоели».
У учителей всегда большая нагрузка, а когда педагогами работают оба, свободного времени ещё меньше. Тетради, продленка, вторая смена, подготовка к урокам, родственникам надо помочь с дачами-огородами.
– С первоклассниками время есть, если ты не ведешь группу продленного дня, можешь часов в 12 освободиться. Тогда уже можно себе позволить и увлечения какие-то. Самое большое увлечение –собственный ребенок. Стараемся в свободное время куда-то выбираться, чтобы дочке побегать, попрыгать.
Несколько лет назад Сергей Гунёнков в результате несчастного случая лишился части ноги, она заменена протезом. Когда это случилось, он не только не потерял сознание, но и оказал сам себе первую помощь – помог опыт мамы-медика.
– Я смеялся, шутил с медсестрами в больнице. Меня выписали в июне, а в середине августа я жене сказал: «Подшей мне брючину» и на палках, еще протеза не было, пришел на первое сентября. Первое время привыкал. А сейчас даже в школе могу на парту залезть, если надо. На шкаф лазил – штукатурку отдирал.
Первый учитель… Тот, кого, как правило, все вспоминают с теплотой. Не все дети дошкольного возраста посещают детские сады, для многих педагог начальной школы становится еще одним значимым взрослым, благодаря которому они впервые погружаются в школьный мир с особыми обязанностями и распорядком. Сергей Гунёнков считает, что педагогу начальных классов важно научить первоклашек правильно себя вести в обществе и с ребятами. Затем идет воспитание в плане построения личности, и только потом знания.
– Я всегда говорю: «Ребят, учиться надо». Не обязательно на одни пятерки, я вот учился всегда в школе от двоек до пятерок и наоборот. Не надо думать, что если вы учитесь на тройки, то вы будете плохим, и ничего у вас не получится. Сами понимаете, кому-то дано от Бога, ребёнок одарен, он может и писать, и читать, а кому-то надо прикладывать усилия.
Если дети не балуются, сидят ровно, я на них даже голос не повышаю. Но стоит им только начать разговаривать, крутиться… Сначала потихоньку стараюсь их урезонить, потом уже включаю командирский голос. Тогда понимают все и сразу.
«НЕ ПЕРЕЗИВАЙ!»
По убеждению Сергея Николаевича, с детьми гораздо интереснее, чем со взрослыми. Взрослый где-то может слукавить, а они, пока маленькие, если к ним нормально относятся, открываются, рассказывают всё, что дома происходит, все секреты.
– Родители приходят: «А у нас там…» Я говорю: «Я уже в курсе, они сами все рассказывают». Наверное, когда пошел работать, сначала даже недопонимал, почему. А сейчас, думаю, понимаю. У меня была сильная тяга к детям, мне нравилось с ними. Они откровенные, ничего не скрывают, открытые. У меня вот есть один ребенок, прямо передо мной сидит. Он может мне сказать: «Не перезивай! Номано сё», – и по руке погладить.
Сергея и его супругу приглашали преподавать в другие школы, но они уходить не хотят.
– За столько лет привык к коллегам, мне, например, наш коллектив нравится, до того душевные все. Да и преемственность наблюдать интересно: мне сейчас в нашем наборе одна семья третьего ребенка отдает, у них один в девятом, другой в пятом, а девочка в первый класс пошла. И таких семей немало.
Ребята из первого выпуска Сергея Гунёнкова уже стали выпускниками. Он поддерживает отношения и с ними, и с их родителями.
– До сих пор пишут, поздравляют, в гости заходят – и пообщаться, и за жизнь поговорить. Один пошел учиться на таможенника, один на судью. Шестиклассники приходят, девятиклассники. Я уже настолько привык к детям, что даже не думаю куда-то уходить. Мне нравится эта стезя. Наверное, это и есть призвание.
Дарья ЛЕОНТЬЕВА
Фото из архива Сергея Гунёнкова