Моё детство пионерское: истории читателей

История Татьяны Азаровой

Дом, где я жила, находился рядом со школой. Мимо проходили на уроки и с уроков ученики в красных галстуках, и я, дошколёнок ещё, им очень завидовала. Очень хотела в школу, научиться читать и стать пионеркой.

Моя маленькая тайна

И вот я учусь в первом классе и с нетерпением жду приёма в пионеры. Приближается праздник – день 7 ноября. Учительница Ольга 

Петровна сказала, что скоро нас будут принимать в октябрята. Мы дружно загалдели: «А почему не в пионеры? Кто такие октябрята?» 

Учительница рассказала. Мы стали готовиться к важному событию, выучили правила октябрят: «Наших правил ровно пять, мы их будем выполнять».

7 ноября в школе был праздник. Нас, первоклашек, торжественно приняли в октябрята, на грудь прикололи значки в виде красных пятиконечных звёздочек с изображением в центре маленького Володи Ульянова. Был концерт. 

Октябрятская жизнь кипела. Нас разбили на «звёздочки» – октябрятские группы по пять человек. В своей группе меня избрали командиром. 

И всё же я мечтала о том дне, когда мы вступим в пионеры. Красный галстук у меня уже был, и я сама себя досрочно приняла в пионеры. Собираясь в школу, я надевала сначала галстук, а сверху форму. Галстук, конечно, никто не видел. Это была моя маленькая тайна, о которой никто не знал.

Как-то в начале апреля в третьем классе учительница сказала нам: «Ребята, скоро в стране праздник – день рождения Владимира Ильича Ленина. В этот день вас будут принимать в пионеры, но не всех сразу, а только пять человек, самых достойных. Кого именно – выберите сами». Кто-то назвал мою фамилию, и Ольга Петровна написала её мелом на доске. Так я оказалась первой в этом почётном списке.

И вот наступил тот важный день. Все ученики выстроились в школьном коридоре, на нас – белые рубашки. Есть в этом какая-то особенная красота, нарядность и праздничность. Торжественно вносят красное пионерское знамя. Его несёт старшеклассник, сопровождают его двое пионеров, их руки подняты в салюте. Сзади – горнист и барабанщик. Нас поздравили директор, учителя, пионервожатая. Также пришли участники Великой Отечественной войны. Они рассказали, что воевали с фашистами за то, чтобы мы жили в свободной стране, под мирным небом, чтобы дети учились и могли вступать в пионеры.

Мы стоим, не шелохнувшись, на руке у каждого висит новенький пионерский галстук. К нам подходят взрослые, фронтовики, старшие ребята и повязывают галстуки: каждый, кто был когда-то пионером, имеет право повязать галстук вступающему в ряды организации. 

После концерта поехали в городской парк. Никто не застёгивал пальто, чтобы было видно галстук. Взрослые смотрели на нас и улыбались.

«Много дел у них всегда» 

В 4–8-х классах я уже училась в школе-интернате, там была своя насыщенная пионерская жизнь. Проходили пионерские сборы, концерты по праздникам с «монтажами», всевозможные соревнования. 

В то время в Казахстане, где я жила, поднимали целину. Это было очень важно, Казахстан сам стал производить сельхозпродукцию, выращивать рожь, пшеницу, высаживались сады, строились заводы, открывались институты. Приехало очень много людей из России, Украины, Белоруссии и других республик. Все они трудились на благо всей страны. И мы, пионеры, конечно же, были в гуще событий. Наш город Акмолинск стали называть столицей Целинного края. Потом его переименовали в Целиноград, затем в Астану, а теперь это Нур-Султан. Имена героев целины мы знали наизусть. Часто выступали со своими «монтажами» на каких-то съездах, слётах и конференциях. Появление в зале пионеров всегда взбадривало притомившихся от докладов людей. Приветствуем, салютуем, поём хором и так далее. И вот моя очередь выступать. Звонким голоском читаю свой текст:

 Очень близко наша школа

 От горкома и обкома,

 Там сидят секретари,

 Может, два, а может, три.

 Говорят, они работают,

 Много дел у них всегда,

 Но у нас в любимой школе

 Мы их не видим никогда!

Аплодисменты и смешки. Руководящие товарищи тоже одобрительно похлопали, пообещали исправиться. Самое интересное было потом. Закончив выступление, мы стали по ступенькам спускаться со сцены. Кто-то, идущий сзади меня, поспешил и наступил мне на юбку, я рванула, и она с меня чуть не свалилась, едва успела подхватить. Вот тут уж в зале посмеялись. А я улыбаюсь до сих пор. Юбку чуть не потеряла!

Народ радостно кричал

19 мая, День рождения пионерии, – особый день. Построились и пошли на площадь. Со всех сторон подходили колонны пионеров в белом, весь город белый, и красные галстуки алеют. Мы ощущали себя огромной пионерской армией, нас много, тысячи! Все пионеры города собрались на площади, нас поздравляли, хором пели песни. Вдруг волнение по рядам – едут машины, грузовики с убранными бортами на малой скорости. Там были известные сцены – мы их называли «живые картинки». На первой машине на возвышении был В. И. Ленин с поднятой рукой, а рядом с ним рабочие, крестьяне, солдаты, матросы. На второй – Олег Кошевой со связанными руками, его допрашивали фашисты. На третьей – космонавт в скафандре, потом – герои целины… Мы лишь хором выдыхали: «Ленин! Кошевой! Гагарин!» 

 Однажды нас повели встречать Никиту Сергеевича Хрущёва. Был очень солнечный день. Мы надели парадную форму и выстроились вдоль улицы Мира. Народу по обеим ее сторонам собралось немало. И вот в толпе раздалось: «Едет! Едет!» Это был целый кортеж. Машина, в которой ехал Никита Сергеевич, была открытой. Он стоя приветствовал народ, помахивая шляпой, и его лысина блестела на солнце. Народ что-то радостно кричал и радовался. К слову, много лет спустя я видела приезд в наш город Горбачёва. Всё было совершенно по-другому. Но это уже была иная эпоха.

Детская железная дорога

Говорят, что в современной школе берегут детей от труда. Зачем? Чтобы вырастить лодырей, безответственных людей? Безделье – мать порока, между прочим. Мы в интернате сами стелили свои постели, убирали спальни, классы, частенько мыли полы в фойе. Самым трудным было дежурство в столовой. Меня назначили командиром сводного отряда. У меня в отряде ещё одна девочка из класса, старшеклассник, а остальные – малышня. Встаю рано, хожу по палатам, бужу всех своих. Помогаем поварам, накрываем столы для младших. И вот они приходят, а мы с подружкой отправляемся мыть посуду. Сколько её было, если учащихся было несколько сот и ещё взрослые? Вечером ещё и пол мыли в зале. 

 Мы были тимуровцами, и у нас была зона пионерского действия: обходили свой участок и выявляли всех, кому нужна помощь. Это были в основном пожилые женщины, чьи мужья или сыновья погибли на войне. Им помогали по хозяйству, мыли полы. У меня были две подшефные бабушки.

Летом мы работали на детской железной дороге, она тянулась вокруг городского парка. Было всего две станции – «Победа» и «Абай». Абай – это казахский поэт. Взрослыми были лишь машинист и кондуктор. Я успела поработать дежурной по вокзалу, стрелочницей, кондуктором и ревизором. Мы ехали в поезде, выполняли своё дело, очень важничали, а ведь иногда и знакомых встречали. В интернете недавно прочитала, что той детской железной дороги уже не существует – рельсы разобрали, здания отдали под бизнес. Такую радость у детей отняли!

 В 7–8-х классах мы уже вступали в комсомол. Но и, став комсомолками, мы, девчонки, продолжали носить пионерские галстуки. Во-первых, это было красиво, во-вторых, мы просто прощались с детством. Впереди были выпускные классы, училище или техникум. Мы становились взрослее.

История Александра Кучинского

Мы – интернационалисты!

Эта фотография 1962 года. Два седьмых класса 11-й средней школы г. Калуги. Победители соревнования по сбору металлолома и макулатуры награждены экскурсионной поездкой в Москву. Красная площадь. Рядом с нашим автобусом стоит автобус с молодыми людьми из какой-то африканской страны. В то время многие африканские страны освобождались от колониализма. Мы, пионеры, воспитывались в духе интернационализма и очень сочувствовали негритянскому народу. Мы их любили. Популярная в  начале 60-х песня: «…Под черной кожей у негра сердце тоже,

Он также может смеяться и любить»…

Познакомились. Как оказалось, в том автобусе были ребята из Конго. А учились они в Таганрогском авиационном училище и тоже были на экскурсии в Москве.

Это фото на память. Этого парня звали Джон Ванге. Я по правую руку от него.

История Веры Тарасовой

Председатель совета дружины

Я всегда была активным ребенком. Когда пошла в школу, учителя сразу разглядели мои лидерские наклонности. Да и с одноклассниками у меня всегда были замечательные отношения. Так что, когда меня выбрали председателем совета дружины, я восприняла это как должное. С удовольствием придумывала и организовывала всевозможные полезные тимуровские мероприятия. Но вот стоять на линейках перед строем и принимать рапорты мне совсем не нравилось. Втайне я мечтала: «Вот скорее бы вступить в комсомол, чтобы избавиться от этих нелюбимых формальных протокольных обязанностей». А поскольку в классе я была старше многих, так как в школу пошла, когда мне было почти восемь лет, эта моя мечта вскоре осуществилась. Я самостоятельно подготовилась, выучила устав, и меня приняли в ряды ВЛКСМ на год раньше моих одноклассников. Но, к моему удивлению, обязанности председателя совета дружины с меня не сняли. На комсомольском собрании дали мне поручение остаться в этой должности. Отказаться было невозможно.

Все наши девочки были поголовно влюблены в вожатого. Он был олицетворением мужества – очень спортивный, прекрасно сложенный, прямо Аполлон Бельведерский. И я не была исключением. Но эта моя школьная любовь прошла неожиданно. Однажды мы, счастливые, но уставшие, возвращались из похода. Когда подошли к автобусной остановке на железнодорожной станции «Калуга-2», увидели, что там многолюдно. Подошел автобус, и все, кто понаглей и посильней, ринулись занимать сидячие места. Конечно, мальчики оказались шустрее и удобно расселись, а мы, девчонки, всю дорогу стояли. И, что меня неприятно поразило, наш любимый вожатый не сделал им замечания. Я разочаровалась в своем кумире. Чары спали – и любовь закончилась.