Музей исчезнувших вещей вышел на сцену

Продолжая работу по сохранению и развитию отечественной сценической культуры, Калужский областной театр юного зрителя оставляет за собой право играть в некоторых случаях роль экспериментальной творческой площадки. Доказательством тому – реализация очередного Гранта министерства культуры Российской Федерации по поддержке современной драматургии и постановка новой пьесы Андрея Убогого «Музей исчезнувших вещей».

22 ноября на сцене Инновационного культурного центра состоялась долгожданная премьера спектакля нашего ТЮЗа, премьера, о которой так много говорили, и к которой даже была выпущена книга, рассказывающая о вещах, утративших, вероятно, свою актуальность, но продолжающих влиять на нас и на нашу судьбу. «Музей исчезнувших вещей» стал не только еще одним этапом во всесторонней работе над постановкой, но и поиском верной тональности в общении со зрителем.

Тандем автора пьесы Андрея Убогого и режиссера-постановщика спектакля Михаила Визгова отнюдь не выглядит формальным сообществом. Те, кому посчастливилось наблюдать за процессом создания спектакля, могут отметить, что отношение к материалу здесь выглядит взаимно бережным – режиссер придает значение каждому слову в тексте, а драматург, в свою очередь, всецело доверяет своему коллеге, определяя понятие «соавторство» необходимым.

«Музей исчезнувших вещей» Андрея Убогого рассказывает о невозможности вернуться туда, где прошла твоя молодость, где были светлыми мечты и надежды, где жила любовь, наконец… Лишь в некоей сказочной истории появляется шанс повернуть время вспять и, воспользовавшись давно забытыми, вышедшими из употребления предметами, оценить их «волшебство», прикоснуться к тому, что минуло и даже к тому, что могло бы сбыться, но не сбылось. Однако, подобный экскурс в прошлое чреват катастрофическими последствиями. Увлеченный внешними атрибутами, человек рискует остаться в пространстве, где уже ничего не происходит, где, начав жить только воспоминаниями, сам становишься частью прошлого, пронумерованным экспонатом зловещего музейного собрания.

Это, наверное, грозит и нашим современникам – молодым людям, увлеченным модными «штучками», псевдополезными и хитроумными устройствами. Когда-нибудь все это неизбежно переместится на полки музея исчезнувших вещей или в какое-либо подобное место, при этом забрав с собой что-то важное, что никак нельзя утратить.

Тема, предложенная Андреем Убогим, оказалась близка Михаилу Визгову, который постарался привнести в постановку свои собственные мысли о времени, о памяти, о приоритетах, которые наша память устанавливает.

Сергей ГРИШУНОВ.

Фото С.Гришунова.