Артисты Донецкого республиканского академического молодежного театра – на сцене калужского ТЮЗа.
Таких масштабных гастролей в истории коллектива еще не было. Они продолжаются больше месяца. Калуга стала одиннадцатым городом в программе тура. Впереди – Тверь и Орел.
В русских традициях
Донецкий областной ТЮЗ, созданный в 1971 году, больше полувека сохраняет на Донбассе традиции русского репертуарного театра. Балетная труппа и оркестр в его составе существенно расширяют творческие возможности коллектива. В 2011 году театр получил звание академического. Накануне 50-летия было решено изменить его название: на смену привычному ТЮЗу пришла звучная аббревиатура ДРАМТ. Многие российские театры предприняли подобный шаг, чтобы отойти от статуса «детского» и привлечь молодежную и подростковую аудиторию.
Заполнить культурный вакуум
– Вечерние спектакли у нас начинаются в 15 часов, чтобы зрители успели до начала комендантского часа добраться на общественном транспорте домой, – рассказывает генеральный директор и художественный руководитель театра Владислав Слухаенко. – Когда на гастролях в России нам объявили, что начало спектаклей в 19 часов, это было непривычно. Театр находится в Макеевке. Долгое время мы были на значительном расстоянии от зоны военных действий, так что стороннему наблюдателю могло показаться, что у нас все спокойно. Самыми тяжелыми оказались 2015–2016 годы, когда в труппе театра произошли колоссальные кадровые изменения. Многие артисты ушли в разные театры России и Украины, коллектив обновился примерно на 80%. Это, конечно же, сказалось на репертуаре. Тем не менее театр продолжает жить. Органы власти республики поддерживают нас финансово: сотрудники получают зарплату, оплачиваются коммунальные услуги. На новые постановки мы зарабатываем сами. Сейчас в репертуаре театра около 30 спектаклей.
За последние восемь лет театр стал даже более востребованным, чем раньше. Чтобы попасть на спектакль, билет надо покупать заранее. Одна из причин – культурный вакуум: гастрольная деятельность почти прекратилась. В непростые времена люди особенно нуждаются в духовной пище, и театр – то место, где можно ее получить. Основная аудитория ДРАМТа по-прежнему дети и молодежь. Коллектив театра видит свою миссию в том, чтобы и в этих тяжелых условиях воспитывать молодое поколение, помогать формированию личности. Сейчас показ спектаклей временно приостановлен, но администрация на сайте театра просит зрителей сохранить купленные билеты. День, когда они пригодятся, обязательно придет.
Современные, но разные
В гастрольный тур ДРАМТ взял две постановки по пьесам современных авторов: «Как боги» Юрия Полякова и премьеру – «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова. Совершенно разные спектакли позволяют театру продемонстрировать российскому зрителю свой творческий диапазон.
– Я тяготею к классике, к советскому золотому периоду театра, вырос на этом, – говорит режиссер Евгений Романенко. – Пьеса Юрия Полякова мне очень понравилась, в ней есть что-то чеховское. К Чехову отсылает и надпись на афише – «сцены из столичной жизни». В основе сюжета – семейные перипетии, любовь, предательство. Для себя я определил жанр пьесы как трагикомедию. Спектакль идет с 2018 года, наши зрители его любят. Автор пьесы знает, что мы поехали на гастроли с его пьесой. Я надеюсь, что он, если увидит постановку, не упрекнет меня за то, что одного из персонажей, китайца, я заменил китаянкой, чтобы сделать спектакль более лиричным.
Из любви к абсурду
Пьеса «Человек из Подольска», написанная в 2016 году, очень популярна в России. Калужские театралы наверняка помнят спектакль Константина Солдатова с участием Ирины Якубенко, Кирилла Бессонова и Александра Забродина.
Каждый режиссер пытается трактовать пьесу по-своему. Кто-то находит в ней идеи Оруэлла, кто-то – религиозные мотивы. Персонажей пьесы, полицейских, могут представить и изощренными в своей жестокости психопатами, и ангелами, которые помогают главному герою достичь духовных высот.
– Я думаю, нам удалось найти какую-то новую идею, опираясь не на Оруэлла и Кафку, а на эпоху Возрождения, – говорит о своем спектакле режиссер Александр Лебедев. – Пьеса Дмитрия Данилова мне представляется гуманистической. Там много любви, но ее в этой истории надо искать.
Донецкий «Человек из Подольска» – густонаселенный спектакль. В пьесе Данилова всего пять персонажей, а у Лебедева кроме них на сцену выходят полицейские курсанты обоего пола, а также люди, похожие на Пушкина, Моцарта, Эйнштейна. Приходит к главному герою даже обиженная Екатерина II. По ее указу село Подол некогда получило статус города, а этот Коля, видите ли, его не любит, не замечает красоты и самобытности.
Больше героев – больше абсурда, но в «Человеке из Подольска» его много не бывает. Недаром одна из первых идей, вложенных полицейскими в разум задержанного: «Я люблю абсурд!» Придется проникнуться этой атмосферой и зрителям. И вот Пушкин запевает безумное: «Ай, пиы-пиы-пиы!», Моцарт на бегу организует оркестр, Эйнштейн вращает глобус. Женщина-полицейский Марина появляется на сцене под звуки музыки на фоне готической розы, в окружении прелестных нимф-курсанток. Об эпохе Возрождения напоминает стол, опирающийся на голову Давида Микеланджело. Хорош в Донецком спектакле человек из Мытищ – огромный, могучий, словно медведь в клетке. В финале его клетка оказывается бутафорской, заключение – мнимым.
Интересная режиссерская находка – игра со временем. Там, где полицейские «выясняют личность» главного героя, оно как будто остановилось, а за пределами этого пространства летит стремительно. Второй полицейский, Михалыч, в каждый свой выход становится старше, превращается из молодого человека в глубокого старика, да так и умирает на сцене. Вот сколько времени ушло на «перевоспитание» – целая жизнь.
Человек из Подольска в спектакле проходит все стадии принятия неизбежного: отрицание, гнев и так далее. Задержанный даже пытается переиграть своих мучителей на их поле, дерзит, имитирует безумие, пьет из пустой кружки, танцует и поет, плачет и пытается застрелиться из игрушечного пистолета. Пройдя круги ада, он попадает на «страшный суд», читает полицейский протокол. Подавленный, будто очнувшийся от кошмара, герой повторяет: «Почему Реальность с большой буквы?» Ответа не будет. Найти в пьесе Данилова любовь так же сложно, как натянуть сову на глобус, но попытка достойна уважения.
Екатерина Шевелева. Фото Алексея Никтина