Музыкальная палитра

О новом концертном сезоне рассказывает директор Дома музыки Маргарита Кулаева

В сентябре состоится XVIII фестиваль искусств «Калужская осень». Слушателей ждет обширная и разнообразная программа: премьеры и новые имена, современная классика и рок-хиты, хоровая и инструментальная музыка.

Месса и «Контрапункты»

Это уже традиция – открывать фестиваль большой премьерой. 5 сентября в Доме музыки в исполнении Муниципального камерного хора прозвучит Missa Latina Бобби Фишера. Произведение написано в 2017 году. В католическую мессу автор вплетает ритмы танго и латиноамериканские мотивы.

– В Доме музыки уже звучали «Креольская месса» Ариэля Рамиреса, «Маленькая джазовая месса» Боба Чилкотта,«Реквием» Владимира Мартынова, Stabat Mater Карла Дженкинса, – рассказывает Маргарита Кулаева. – Что касается латиноамериканской темы, то в нашем хоре она началась давно, с песни Prende la Vela, которая долгое время была визитной карточкой коллектива. Для публики это яркая зажигательная музыка, а для нас – новый опыт, абсолютно другое обращение к звуку, ритму, тексту.

Осенью хор готовит программу к 110-летию Серафима Туликова, а затем нас ждет Stabat Mater Франсиса Пуленка.

За роялем Александр Лукашов.

Чуть больше года назад в Доме музыки появились один за другим два проекта – «Контрапункты» и просветительская «Школа современного слушателя».

– В цикле «Контрапункты» мы изучаем сами и предлагаем к осмыслению нашим слушателям современную академическую музыку. Нам очень интересно сопоставлять современный музыкальный язык с традиционным классическим. Такова и новая программа «Времена и годы», которую мы представим на фестивале «Калужская осень» 11 сентября. В «Школе современного слушателя» мы предваряем концерты вступительными беседами, даем важные для понимания произведений сведения, сообщаем интересные факты о композиторах.

Театр и кино

«Театр КУ» представит на фестивале прекрасный ностальгический спектакль «Тайна оранжевой тыквы». Взрослые вспомнят детство, а дети поймут что-то важное о старшем поколении. И потом им будет о чем поговорить.

Два года назад настоящей сенсацией стал показ в рамках кинофестиваля «Циолковский» фильма «Солярис» в сопровождении органа, вибрафона и перкуссии. Артисты Дома музыки Виктория Тантлевская и Александр Власов проделали огромную, сложную, но интересную работу. В нынешнем году калужане увидели немой черно-белый фильм «Аэлита» в сопровождении тапера – так, как это могло бы быть 100 лет назад. Совсем скоро нас ждет еще один интересный эксперимент из области кино и музыки – музыкальный кинопоказ.

Репетиция струнного квартета.

– В прошлом году исполнилось 120 лет со дня рождения Арама Хачатуряна, – рассказывает Маргарита Кулаева. – По статистике ЮНЕСКО, это самый исполняемый композитор: каждые две минуты где-то в мире звучит его «Танец с саблями». К юбилею кинокомпания PartnerFilm при содействии дома-музея композитора сняла документальный фильм. Увидеть кинокартину и пообщаться с ее авторами можно будет на нашем фестивале. Но разговор о композиторе невозможен без его музыки. В первом отделении прозвучат произведения Арама Хачатуряна в исполнении Муниципального камерного оркестра под управлением маэстро Александра Левина.

Лицом к Востоку

Завершит фестиваль программа «Сны Миядзаки» – мелодии из мультфильмов знаменитого японского мультипликатора в исполнении проекта Classica Plus и певицы Алисы Тен, «девушки с волшебным голосом». Билеты раскупили за полтора месяца до концерта.

Калужан ждет также встреча с молодым китайским пианистом Юнь Сюйхуа.

– Для меня было открытием, что в Китае учатся играть на фортепиано более 60 миллионов детей. В конце прошлого века у них даже появилось понятие pianocraze – повальное увлечение фортепиано. Самые талантливые едут учиться в лучшие школы мира, то есть в Московскую и Санкт-Петербургскую консерватории, как наш гость. У него роскошная программа, которая у нас редко исполняется, в том числе произведения Гранадоса и Стравинского.

Серию концертов фортепианной музыки в ноябре продолжит швейцарский пианист с русскими корнями Борис Спасский. Он исполнит четыре сонаты Людвига ван Бетховена.

– Сейчас в мире и в крупных городах нашей страны растет интерес к классической музыке, – говорит Маргарита Кулаева. – Очень хочется, чтобы она стала более востребованной и у нас. Мы стремимся дать нашему слушателю наиболее полную палитру того, что сейчас происходит в музыкальном мире, представить совершенно разные жанры и направления, в том числе большие серьезные классические произведения, современную академическую музыку.

Классики и современники

В программе «Времена и годы» участвует московский режиссер, драматург, импровизатор Дмитрий Минчёнок. Его оригинальный авторский жанр – stand-up драма, моноспектакль, построенный на импровизации. Совместно с калужскими музыкантами Дмитрий разрабатывал концепцию и драматургию программы. Подробности мы узнали у самих музыкантов.

– Мы «столкнем» между собой классическую музыку, посвященную временам года – произведения Вивальди, Чайковского, Пьяццоллы, Алькана, с ультрасовременной музыкой, – рассказывает пианист и музыковед, автор и ведущий «Школы современного слушателя» Александр Лукашов. – Например, в «весеннем» блоке прозвучит сочинение «Цветущий жасмин» Георгия Пелециса – современного композитора, представителя течения «новой простоты». Цикл для струнного квартета Настасьи Хрущевой посвящен Рождеству. Автор, несмотря на молодой возраст, – профессор Московской консерватории. Сербско-американский композитор Александра Вребалова – настоящая мировая звезда. Струнный квартет исполнит ее сочинение «Моя пустыня, моя роза».

Тему времен года авторы программы предлагают трактовать широко – это и исторические эпохи, и периоды жизни человека. На сцену выйдут разные исполнительские составы, прозвучат совершенно разноплановые произведения, но все это будет единым целым.

– Эта программа наполнена импровизацией, – говорит виолончелист Михаил Грибков. – В «Рождественских песнях» Настасьи Хрущевой, в «Розе» Александры Вребаловой и даже у Астора Пьяццоллы есть фрагменты, построенные на импровизации: автор дает направление, а исполнитель может трактовать его по-разному, менять звучание и ритм, характер темы. Для нас, классических музыкантов, это довольно непривычно, но очень интересно.

В этом сезоне Дом музыки запустил две программы концертных абонементов: «Органные вечера» и «От классики до рока». В планах – абонемент для детей и родителей «Я с мамой на концерт». На концерты, выставки, спектакли Дома музыки можно приобрести билеты по Пушкинской карте.

 

Екатерина ШЕВЕЛЕВА

Фото Антона Забродского

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *