Защита исторической традиции – приоритет государства
Работа Координационного центра при КГУ имени К. Э. Циолковского направлена на формирование у молодежи активной гражданской позиции, предотвращение межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействие идеологии терроризма и профилактику экстремизма. Об основных задачах и деятельности центра рассказывает директор Ярослав Леонтьев.
ОТ КАМЧАТКИ ДО КАЛИНИНГРАДА
Создание в регионах страны таких центров – инициатива Национального антитеррористического комитета и Администрации президента. Для ее реализации создан Координационный совет при Министерстве науки и высшего образования, в который входят Национальный антитеррористический комитет, Администрация президента и еще ряд заинтересованных ведомств. Совет определяет направления работы координационных центров и ставит им задачи.
К этому Координационному совету были приданы десять так называемых ресурсных центров, занимающихся разработкой методических рекомендаций, сценариев мероприятий, профилактической работы, то есть всей теоретической базы для работы координационных центров.
Сеть подобных координационных центров создана по всей стране, они есть в каждом субъекте, в том числе в новых регионах: в Луганске, Донецке, Запорожье и Херсоне, конечно же, в Крыму и Севастополе. Всего их насчитывается 83. Центры работают во всех часовых поясах, от Камчатки до Калининграда, и получается так – один работу закончил, другой только начинает.
– Идеологически всё это начало формироваться в 2019 году. Первые центры появились в 2021-м, конкретно наш – в 2022-м. За 2023 и 2024 годы они открылись во всех субъектах страны. Наш центр на базе Калужского государственного университета входит в десятку лучших.
НА ПРАВИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ
Во всех регионах центры базируются в одном из основных федеральных университетов, но работают они по всему региону. В сферу их интересов включается молодежь в возрасте от 14 до 35 лет. Это не только студенты, но и учащиеся колледжей и техникумов, старшие школьники, разнообразные молодежные объединения.
Молодежь как основная аудитория выбрана не случайно: это люди, которые через какое-то время будут руководить страной. Они должны прийти к этому руководству, будучи уже на правильной позиции – нравственной, духовной, гражданской. И они больше всего подвержены различным рискам.
– Это всегда было актуально, но, например, в 90-е годы в этой сфере был провал. Её просто вычеркнули из жизни людей. Сегодня мы восстанавливаем то, что упустили. Государство и президент выбрали курс на суверенность, защиту традиционных духовно-нравственных ценностей и всей исторической традиции нашей страны.
«ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ» ДЛЯ ГОСПОЛИТИКИ
Работает центр по четырем основным направлениям.
Первое – повышение квалификации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму, формирования российской гражданской идентичности, межнациональных и меконфессиональных отношений и традиционных духовно-нравственных ценностей. Сотрудники центра работают с госслужащими, преподавателями вузов, техникумов и школ. Основная задача – подготовить специалистов, чтобы они на местах могли реализовывать госполитику в этой области.
– Первое время нас воспринимали очень настороженно. Потом люди начали подходить после мероприятия – поговорить, пообщаться. Затем начались массовые подходы: хотят узнать что-то ещё, дают какие-то свои пожелания, о чем бы они хотели услышать. Если на первом этапе мы сами пытались к ним идти, то сейчас они приходят к нам, спрашивают: «А можно для наших педагогов срочно провести мероприятие?»
Особый интерес наши курсы вызывают у госслужащих. Они довольны, что им дают информацию в очень большом объеме. Как правило, подобные курсы часто проводятся формально, чтобы человек получил корочку, и всё. Мы же обучаем на основании программ, которые разработаны ресурсными центрами. Они проходят утверждение в Национальном антитеррористическом комитете, выверены до последней буквы, в них информация, которая нужна в повседневной деятельности.
Второе направление работы центра – «Открытый диалог». Это встречи с разнообразными аудиториями – со студентами, школьниками, преподавательским составом, родителями. На эти мероприятия приглашаются лидеры общественного мнения, участники СВО, локальных войн и боевых конфликтов, юристы, люди, имеющие опыт работы в разных интересных профессиях, и так далее. У слушателей есть возможность познакомиться с этими людьми, пообщаться, задать им вопросы. Таким образом идет работа по формированию определенного мировоззрения.
– Из известных людей, допустим, были «Абхаз» (Ахра Авидзба), командир знаменитого батальона «Пятнашка», известный журналист Ольга Скабеева, Дмитрий Егорченков и Никита Данюк из Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, Герой Российской Федерации Андрей Кумов, спецназовец из подразделения «Альфа», который участвовал в событиях в Беслане. И местные герои есть, например Вячеслав Алексеевич Хомутов, ветеран Афганской кампании, ветеран Чернобыля, ветеран Первой чеченской кампании, вертолетчик.
Приходили полярники, которые работали в Антарктиде, – удивительные люди! Один из них – бывший ветеран КГБ – после выхода в отставку сменил профессию, выучился на сейсмолога, пять лет провел на зимовке в Антарктиде. Были люди с космодрома Байконур, которые обслуживали всю нашу космическую программу. Стараемся искать интересных людей, чтобы студентам было о чем с ними пообщаться.
С предыдущим тесно связано и третье направление работы – проектное, основная цель которого – формирование гражданской идентичности.
– Мы проводим мероприятия, связанные с основными вехами нашей государственности, посвященные знаковым событиям нашей истории, которые имели влияние на формирование российской гражданской идентичности. 9 Мая, Ледовое побоище, Крещение Руси… Цель таких мероприятий – донести до молодежи смысловую составляющую этих дат.
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ УГРОЗУ
И, наконец, четвертое направление работы – мониторинг ситуации в области угрозоформирующих факторов. К ним относятся увлечение различными деструктивными течениями, идеями националистическими и нацизма, языческими культами, даже просто гражданская пассивность – стремление не включаться в общие для всей страны события, избегать их, отгораживаться, жить в своем выдуманном мире. Наиболее неблагоприятная обстановка в этом плане в колледжах. Студенты этих учебных заведений чаще оказываются причастными к железнодорожному терроризму.
– Например, в соцсетях появляются группы, которые несут деструктивную направленность, формируют негативное отношение к государству, к его функциям и задачам. Эти группы мы ищем и, в зависимости от того, какую степень опасности они представляют, сведениях о них направляем либо в Роскомнадзор, чтобы их закрыли, либо в правоохранительные органы, если там есть элемент экстремизма или терроризма, того, что влечет уголовные формы ответственности.
ШИРОКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В штате калужского центра также работают ведущий специалист по проведению мероприятий «Открытого диалога» Ольга Перекосова; начальник учебно-методического отдела Тимур Асланов, который занимается всеми курсами повышения квалификации; Ирина Зайцева занимается мероприятиями, связанными с гражданской идентичностью. Есть и специалист по информационному сопровождению. Маленький и дружный коллектив центра наладил плодотворное сотрудничество с огромным количеством организаций.
– Трудно сказать, с кем мы не сотрудничаем. Администрация губернатора, министерство внутренней политики, областная антитеррористическая комиссия, силовые структуры, общественные организации, волонтеры, высшие учебные заведения, даже частные университеты. Сотрудничаем со спортшколами, с Юнармией, практически со всеми колледжами.
Очень часто нас напрямую просят помочь. Допустим, в колледже формируется напряженная ситуация, кто-то из студентов начинает интересоваться всякими экстремистскими вещами. Они нас приглашают, чтобы мы выступили перед студентами, рассказали об ответственности за все эти деяния, провели превентивную профилактическую работу.
Лидия ВАСИЛЬЕВА
Фото Ирины Ушаковой и из архива Координационного центра