На одной волне. Детский омбудсмен Ольга Коробова – о патриотическом воспитании

Уполномоченный по правам ребенка Калужской области рассказала о патриотическом воспитании подрастающего поколения и вызовах времени


В течение всего года и особенно в преддверии Дня Победы для школьников проводятся самые разные мероприятия, позволяющие молодому поколению прикоснуться к событиям военной истории. Чтобы память была жива и понятна молодежи, Государственный региональный архив при поддержке Аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области переиздал сборник сочинений «Война глазами детей». В нем собраны истории, которые написали сами дети, пережившие войну.


О том, почему для сохранения исторической памяти важен именно такой формат работы и как в целом строить диалог с подрастающим поколением, чтобы фраза «патриотическое воспитание и национальные ценности» не вызывала шаблонного восприятия, рассказывает детский омбудсмен Ольга Коробова.

– Наконец-то мы пришли к тому, что о Великой Победе вспоминают не только в преддверии праздника, а постоянно. Этому способствуют различные акции среди школьников всех возрастов. Детям на уроках и во время классного часа рассказывают о блокаде Ленинграда, о Сталинградской битве, о сражении на Курской дуге. И это правильно. Но вопрос в том, как воспринимается эта информация «цифровым» поколением. Ведь если все это ты не пережил, не прочувствовал, чужая боль кажется отдаленной. Я много лет работаю с детьми, с молодежью, и это позволило понять простую истину: дети лучше понимают детей, лучше воспринимают рассказы сверстников. Проще говоря, чтобы понять ребенка, нужно им быть. Именно поэтому, когда мы узнали о планах архива по переизданию книги «Война глазами детей», выпущенной в 1993 году, мы предложили калужским школьникам создать к ней иллюстрации. И когда мы поговорили с ребятами, прочитавшими эти рассказы, стало понятно, что они «услышали» своих сверстников. Читая, они примеряли историю на себя, становясь 13-летними Валями и Колями, которые пережили бомбежки, оккупацию, голод, потерю близких людей. Это подействовало не менее сильно, чем разговор с ветераном, и рисунки, сделанные по рассказам, это подтверждают, – говорит Ольга Владимировна.

Кстати, в дополненное издание вошли не только 142 сочинения, которые хранятся в Госархиве региона, копии подлинных документов, но и рисунки современных школьников.

Такая форма взаимодействия с детьми, уверена Ольга Коробова, помогает понять проблемы и интересы современных школьников.

– Я, конечно, не призываю снова стать ребенком, – шутит детский обмудсмен, – но в какой-то мере это нужно сделать. В частности, это касается социальных сетей. У нас принято считать, что интернет и все, что с ним связано, – абсолютное зло для ребенка. Но это наша реальность, и нужно не бороться с ней, а учиться жить, использовать как инструмент образования, воспитания, наконец, дружбы с собственным ребенком или учениками. Я с первых дней зарегистрирована во всех социальных сетях, даже в
«ТикТоке» и набирающем популярность «Клабхаусе». Для чего это нужно? Во-первых, чтобы понимать, как это работает. Возьмем, к примеру, январские митинги. Ведь призывы молодежи к участию в них распространялись именно через «ТикТок». Сеть эта китайская и по всем заданным параметрам должна быть безопасной, то есть действия ребенка могут увидеть либо его подписчики, либо только сверстники. Попадание данных к педофилам, группам типа «Синего кита» исключено: программа распознает по фото возраст и ограничивает круг взаимодействия. А контент ребенку поступает соответственно его возрасту и заданным настройкам. Проще говоря, детям – мультики, подросткам – познавательное и увлекательное, а взрослые темы под запретом. Но в «митинговых» видео о том, что «скоро будет жарко», рассказывали как раз подростки. Таким образом, эти ролики нашли своего зрителя. И сегодня мы должны не только понимать, как действует эта система, но и быть на шаг впереди. Объяснять своим детям, что хорошо, что нет, а что повлечет за собой правовые последствия. И когда мама «в теме», дети воспринимают такой разговор по-другому. Ну и, конечно, это помогает понять, с кем ребенок общается, какой контент ему интересен. Повторюсь, от соцсетей, от интернета нам не уйти, и его нужно использовать в благих целях, – считает Ольга Коробова.

В частности, по мнению Ольги Владимировны, это поможет и в образовании. Например, книги для рефератов сегодня ищут все чаще в виртуальной библиотеке, а не на стеллажах или в читальном зале.

– Мы проводили опросы о том, какие ресурсы сегодня использует подрастающее поколение для поиска и получения насущной информации. Люди старшего возраста называли главными источниками СМИ – телевидение и печатную прессу. К сожалению, это давно не так, дети сегодня не читают новостных сайтов, они смотрят короткие ролики о том или ином событии в соцсетях и слушают подкасты. Проще говоря, серию лекций на интересную им тему. Это может быть что угодно, диапазон в интернете широк – от ботаники до политики. Нам, взрослым, нужно и здесь чувствовать себя как рыба в воде, чтобы понимать интересы молодежи. Я уверена, далеко не все взрослые понимают, что такое подкаст, многие впервые сегодня об этом услышали. И учителя должны быть современными, и родители. Только разговаривая с детьми на одном языке, мы можем быть уверены, что нас поймут, ведь время, потраченное на «перевод со взрослого на подростковый», иногда очень дорого нам обходится, – резюмировала детский омбудсмен.

Ольга СМЫКОВА