14.30. Начинается планерка в Городской Управе. Свои места в президиуме занимают Городской Голова города Калуги Константин Горобцов и Глава городского самоуправления Александр Иванов.
Первый вопрос — об итогах и перспективах работы отдела по охране прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу Калуги. Докладывает по нему заведующая отделом по охране прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги Анна Никифорова.
Она говорит о защите прав несовершеннолетних. В 2015 году в сфере опеки и попечительства в Калуге сохранились основные региональные тенденции последнего пятилетия, среди которых сокращение численности детей-сирот в общем числе детского населения, рост числа детей, воспитывающихся в замещающих семьях. В 2015 г. доля детей, находящихся на всех формах семейного устройства, составила 91,1% (по области — 92,7%). Калуга остается самой многочисленной по числу детей, воспитывающихся на всех формах опеки, включая предварительную – 531 ребенок.
Новым и важным региональным достижением является превышение числа устроенных на семейные формы несовершеннолетних над числом выявленных и учтенных за год. Калуга устроила в семьи на 25 детей больше, чем выявила. Сложилась достаточно позитивная ситуация, когда количество кандидатов в замещающие родители значительно превышает количество детей-сирот.
В 2015 году город вернулся к тенденции уменьшения числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из числа выявленных только 13 детей являются сиротами. Остальные 84 — так называемые социальные сироты: 12 детей оставлены матерями в медицинских учреждениях при рождении, у 25 — отбывают наказание в местах лишения свободы, в отношении 45 несовершеннолетних родители лишены либо ограничены в родительских правах, родители 2 детей находятся в розыске.
В течение прошедшего года отделом в целях немедленного устройства детей в семьи отделом активно использовалась особая форма, установленная российским законодательством — предварительная опека, благодаря которой только 4 ребенка из 97 выявленных были переданы под надзор.
— Основная задача, стоящая перед органом опеки, на ближайшие годы — переход от количественных показателей семейного устройства к качественным, т.е. совершенствование системы работы с замещающими семьями, — подчеркивает Анна Никифорова. — У нас появился партнер в лице государственного казенного учреждения Калужской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие». Наши замещающие родители получили возможность бесплатно получать такие социальные услуги, как повышение родительской компетенции, психологическая помощь при разрешении детско-родительских кризисов и конфликтов, обмен опытом между замещающими родителями. Специалистами Центра проводится обучение не только родителей и кандидатов в замещающие родители, но и специалистов органов опеки. Еще одним нашим ноу-хау является создание на базе Центра психолого-медико-педагогического консилиума для решения острых кризисных ситуаций в замещающих семьях с целью предотвращения вторичного сиротства. За полгода работы консилиума удалось предотвратить несколько ситуаций возврата детей из приемных семей, и теперь другие муниципальные образования заинтересовались нашим опытом.
В этом году совместно с Центром отдел планирует провести мониторинг детско-родительских отношений для возрастной группы детей от 7 до 12 лет (порядка 100 детей) с целью предотвращения семейных кризисов в более старшем возраст, будет стараться сохранить высокие показатели именно семейного устройства детей-сирот.
Анна Никифорова говорит, что статистика показывает, что количество обращений о нарушении прав несовершеннолетних остается достаточно высокой — более 100 обращений в год. Для качественного улучшения данного положения необходимо переориентировать работу Центров помощи семье с заявительного принципа на рекомендательный. То есть работа должна строиться не только с семьями по заявлению родителей или законных представителей ребенка, но и по рекомендации КДН и органа опеки. Также в решении проблемы семьи важна скоординированная межведомственная работа. Необходимо, чтобы в межведомственных программах закреплялся курирующий социальный Центр, который и будет отслеживать исполнение всех намеченных мероприятий, в том числе и межведомственного характера, проводить мониторинг и анализ эффективности работы с семьей. Следует поддерживать некоммерческие волонтерские организации, которые могли бы оказывать помощь семье в качестве социальных помощников, так как большинство неэффективных семей не знают, куда и за какой помощью они могли бы обратиться.
— Задачей нашего отдела остается проверка любой поступившей информации из любого источника о неблагополучии в семьях, где воспитываются несовершеннолетние, и участие в работе с такими семьями, — говорит Анна Никифорова.
Градоначальник Константин Горобцов призвал отдел и далее настойчиво вести мониторинг ситуации, выявляя неблагополучных подростков и их семьи в городе, а все структурные подразделения Городской управы оказывать в этом содействие.
14.50. О проведении мероприятий по защите прав потребителей на территории города докладывает заместитель начальника управления экономики и имущественных отношений Марина Драчева.
Она сообщает, что за 2015 год в Городскую Управу города Калуги на эту тему поступило 2870 обращений потребителей (на 5% меньше , чем в 2014), из них 2033 письменных. Наибольшее количество жалоб пришлось на коммунальные услуги -75,1%, на транспорт — 13,1%, на торговлю — 9,7%, на бытовые услуги — 1,9%, на услуги связи — 0,1% и на общественное питание — 0,1%. В сфере торговли на первом месте жалобы на качество сложно — бытовой техники и сотовых телефонов, на втором — качество мебели и нарушение установленных сроков доставки, на третьем — жалобы на качество обуви. На 26% снизилось количество жалоб на выполнение работ и оказание услуг населению — ремонт бытовой техники, на качество и сроки выполнения услуг химчистки.
В полномочия управления экономики и имущественных отношений города Калуги входит консультирование граждан по вопросам защиты прав потребителей. В работе специалисты руководствуются Законом «О защите прав потребителей» и применяют для этого разнообразные формы. Это консультации населения на постоянной основе, информационно — просветительская работа с жителями Калуги разных возрастов и категорий, семинары для сотрудников предприятий потребительского рынка.
Марина Драчева рассказала также о работе, проведенной управлением в связи с отмечавшимся Днем защиты прав потребителей, цель которого проинформировать людей об их правах в сфере потребления. Каждый год он посвящен определённой теме, которая определяется Всемирной организацией союзов потребителей. Тема 2016 года была обозначена как «Исключить антибиотики из меню».
Для информирования жителей о проведении и тематике месячника по защите прав потребителей и работе «горячей линии» Городской Управой города Калуги предварительно были размещены материалы в газете «Калужская неделя», на официальном сайте Городской Управы в сети интернет, а также на стендах в библиотеках города. Проведены мероприятия совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, ГБУ КО «Калужская городская станция по борьбе в болезнями животных», Комитетом по ветеринарии при Правительстве Калужской области, управлением образования города Калуги, управлением по работе с населением на территориях города Калуги, управлением культуры города Калуги, управлением социальной защиты города Калуги, активами ТОС и предпринимателями города.
— Работа по информированию населения о правах потребителей, консультирование и рассмотрение жалоб по вопросам защиты прав потребителей осуществляется на постоянной основе и будет продолжена дальше, — завершает выступление Марина Драчева.
Городской голова Константин Горобцов признал работу управления по защите прав потребителей удовлетворительной и призвал продолжать ее дальше.
При обзоре критических материалов СМИ градоначальник обратил внимание на работу общественного маршрута №20. Начальник управления городского хозяйства Андрей Лыпарев сообщил о проводящейся сейчас комплексной проверке этого маршрута, по окончании которой к автоперевозчику будут приняты необходимые меры. В решении вопросов с недобросовестными перевозчиками Константин Горобцов также призвал принять участие и горожан,которые сняв на регистратор или телефон и нарушения правил дорожного движения, могут сообщать об этом в городское управление внутренних дел.
Также до 1 мая Константин Горобцов поручил отремонтировать все просевшие колодцы на дорогах города, начать работы по благоустройству склона центрального парка и его украшению к первомайским праздникам.